Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома, страница 3

Причащая маленьких детей в интернате, мы видели, как потом спокойнее и мирнее становились они. Душа ребёнка не удалена так от Бога, как у взрослого человека, живущего большей частью земными делами. Детская душа воспринимает благодать неосознанно, но всем существом. Она не противится благодати, она следует за ней и начинает чувствовать то, что нам не дано обычно почувствовать, ибо мы тут же по Причастии мыслями и чувствами опять отходим от Бога, увлекаясь развлечениями житейскими. Причастие для больного ребёнка - это ещё и лекарство. Оно делает его слабый ум более восприимчивым к учёбе, тело - к сопротивлению болезни. Если и вся окружающая его атмосфера не будет противоположна заповедям Божиим, то Причастие укрепляет всё доброе, что должно привиться ребёнку. Бог через Таинства незаметно творит чудо. Он невидимым образом изменяет душу к лучшему. Это проявляется позже в изменении характера, послушании, мягкости, интересе к полезным занятиям. Но, безусловно, божественной благодати должно сопутствовать ответное человеческое стремление. И вот здесь воспитатель и определяет всё. Строго, но с любовию он должен приучить чадо стремиться быть добрым, отзывчивым, послушным. Он обязан создать такую здоровую атмосферу вокруг малыша, чтобы тому естественно было жить так, как следует: любить и уважать товарищей, быть отзывчивым на просьбы о помощи, не привыкать к праздности, с удовольствием делиться подарками, знать слово «надо» и слово «нельзя», понимать непозволительность грубости и драчливости.

Благодать Божия через Таинства Покаяния и Причащения будет помогать и венчать успехом все труды воспитателя. Таким образом, совершается взаимообразный богочеловеческий процесс воспитания ребёнка. Этот порядок определяет не только воспитание больных детей, а любого малыша. Но больные дети особенно нуждаются в благодати Таинств, в окружении их жизни церковными святынями. А воспитатель особенно нуждается в терпении, молитве и упорстве. Каждый навык слепо-глухие дети приобретают с трудом, через длительные упражнения по специальным методикам. Но есть здесь дети, которые практически не способны к обучению в связи с болезнями, влияющими на умственную деятельность. Здесь особенно важно дать возможность Богу утешить такую душу. Для этого следует их причащать и соборовать, Охранять от вещей, возмущающих душу (например, гнев в их присутствии очень передаётся больному ребёнку так же, как агрессивная музыка, телевизор, им   свойственна неумеренность в пище и питье, неудержимость в проявлении чувств). 

Этот тип детей принято определять обречённым словом «безнадёжные». Тяжело видеть, что они малоспособны к развитию, что они не реагируют на наши чувства, предлагаемые методические упражнения так, как нам хотелось бы. Что ими заниматься? - может возникнуть мысль. Они безнадёжные. Их надо только кормить и  ухаживать. Это животные в человеческом облике. Неправда. Это живые души - образы Божие, заключённые в темницу изуродованного болезнью тела.

Оглядывая человеческую историю, порой у меня возникает чувство, что по отношению к Богу мы именно такие «безнадёжные» больные, никак не реагирующие на нормальные здоровые божественные призывы к добру, к духовному образу жизни, к любви. В ответ человечество безумно и слепо вырывается из Божьих рук туда, куда влекут его злые страсти и пагубные влечения: мирская слава, деньги, успех, удовольствия плоти, жажда быть сильнее других, умнее всех или могущественнее всех. Ненависть и предательство, неудержимое властолюбие и честолюбие, распущенность и превозношение, забвение и презрение Бога из века в век заполняют души людей и повергают их в конвульсии и полную невосприимчивость к воспитанию тех чувств и знаний, которым Бог терпеливо пытается научить их. Наше поведение - это поведение тяжело больных слепо-глухих детей. Не следовало бы и Господу махнуть на нас рукой, безнадёжных, предоставив наши души самим себе. Но Бог так не поступает. Он за каждую больную душу распинается на Кресте. Он ждёт, верит, лечит, прощает, когда в ответ на Свою любовь получает равнодушие или ругательство, плевки и «заушения». От рождения до смерти Он рядом с каждой душой, пусть даже отвергающей своего Бога. Он, Бог, до конца верен больному человечеству. Таков пример настоящего Воспитателя. Помочь стать таким воспитателем может вера, терпение и молитва. Изо дня в день мы можем и должны просить у Бога помощи для своих воспитанников. Из года в год терпеливо мы можем и должны верить в то, что рано или поздно, в этой или в той жизни Бог вылечит наших детей. И. конечно делать всё, что от нас зависит, чтобы развить их, передать им частичку любви и  ласки, мы тоже можем и обязаны.