В 5-й главе Иоанн Богослов рассказывает о том, как пришел
Иисус в Иерусалим. Здесь говорится об исцелении больного у купальни в Вифезда, "при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (5:2-4). Такой был чудодейственный источник. По временам, непостоянно, как-то удивительно Господом все устраивается. Не то чтобы все могли сразу входить в него и сразу получать исцеление - нет, по временам только здесь являлась чудодейственная сила. И все эти люди больные находились вокруг в этих крытых ходах, в этих галерейках и ждали, когда возмутится вода, когда она обретет чудодейственную силу и своим движением возвестит об этом.
Можно себе представить, что было, когда начиналось возмущение воды. Ведь кто первым входил туда, тот выздоравливал. Только первый получал выздоровление. И в этом даже некое издевательство над людьми: заставлять их сидеть и ждать, а потом бросаться туда, отталкивая других. Картина довольно тяжелая, наверное, была.
"Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему:
встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел" (5:5-9).
У каждого времени свои подвиги. С пришествием Христа один вид подвига, а до пришествия Христа - другой вид подвига. И
вот этот человек, который тридцать восемь лет был в болезни и находился здесь долгое время, который не имел даже надежды войти в эту воду. Здесь говорится, что человек этот был больной, но в церковном сознании он называется всегда расслабленным. Тут не написано, что он был расслабленным. Он передвигался, но медленно и мучительно, без надежды на то, чтобы войти в воду когда-нибудь первым. Но все-таки он был здесь и смиренно ждал чего-то. Он видел, что здесь действует сила Божия, и хотел быть поближе к этой силе. Он терпеливо лежал, терпеливо каждый раз полз к воде, и каждый раз его отталкивали и кто-то более сильный входил туда прежде него.
Сколько здесь нужно какого-то особого благочестия, свойственного людям Ветхого Завета: надежда неизвестно на что, надежда превыше всякой надежды.
Этот человек был дальше всех. Господь подошел и спросил:
хочешь быть здоров? Казалось бы, зачем этот вопрос, и так ясно, что всякий человек этого хочет; для того и находится здесь этот больной, для того и старается он всякий раз подойти к воде. Но Господь всегда старается спросить, чтобы человек сказал до конца все что есть и чего ему не хватает, чтобы человек до конца исповедовал, сформулировал бы для самого себя свою ситуацию и свое положение.
И вот больной все выразил: да, я хочу быть здоровым, но нет у меня человека, который опустил бы меня в купальню. Но я все равно здесь. А когда прихожу, другой уже сходит прежде меня. Обычно это толкуют в том смысле, что речь идет о человечестве Иисуса Христа, которое открывает нам путь и к прощению грехов, и к счастью, и к здоровью - ко всему.
Господь исцелил его - того, кто был дальше всех от воды.
И этот человек взял свою постель и пошел. А была суббота, и по закону нельзя было совершать определенные работы, в том числе брать постель. Господь, конечно, знал об этом. И все-таки Он говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И тот выздоровел, взял постель и пошел.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.