Беседа с самарянкой. Исцеление больного у купальни в Вифезда, страница 7

В 5-й главе Иоанн Богослов рассказывает о том, как пришел

Иисус в  Иерусалим.  Здесь  говорится  об исцелении больного у купальни в Вифезда, "при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных,  слепых,  хромых,  иссохших, ожидающих движения  воды,  ибо  Ангел  Господень  по  временам сходил в  купальню и возмущал воду,  и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (5:2-4).  Такой  был  чудодейственный  источник.  По временам, непостоянно,   как-то   удивительно   Господом   все устраивается. Не  то  чтобы  все  могли сразу входить в него и сразу получать исцеление  -  нет,  по  временам  только  здесь являлась чудодейственная   сила.   И   все  эти  люди  больные находились вокруг в этих крытых ходах,  в  этих  галерейках  и ждали, когда    возмутится    вода,    когда    она    обретет чудодейственную силу и своим движением возвестит об этом.

Можно себе   представить,   что  было,  когда  начиналось возмущение воды.   Ведь   кто   первым   входил   туда,    тот выздоравливал. Только  первый получал выздоровление.  И в этом даже некое издевательство над людьми:  заставлять их сидеть  и ждать, а  потом  бросаться  туда,  отталкивая других.  Картина довольно тяжелая, наверное, была.

"Тут был человек,  находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус,  увидев его лежащего и узнав,  что  он  лежит  уже долгое время,  говорит  ему:  хочешь  ли быть здоров?  Больной отвечал Ему:  так,  Господи;  но  не  имею  человека,  который опустил бы меня в купальню,  когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде  меня.  Иисус  говорит  ему:

встань, возьми постель твою и ходи.  И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел" (5:5-9).

У каждого времени свои подвиги. С пришествием Христа один вид подвига,  а до пришествия Христа - другой вид  подвига.  И

вот этот человек,  который тридцать восемь лет был в болезни и находился здесь долгое время,  который не  имел  даже  надежды войти в  эту  воду.  Здесь  говорится,  что  человек  этот был больной, но  в  церковном  сознании   он   называется   всегда расслабленным. Тут не написано,  что он был расслабленным.  Он передвигался, но медленно и мучительно,  без  надежды  на  то, чтобы войти  в  воду  когда-нибудь первым.  Но все-таки он был здесь и смиренно ждал чего-то.  Он видел,  что здесь действует сила Божия,  и  хотел  быть поближе к этой силе.  Он терпеливо лежал, терпеливо каждый раз полз к  воде,  и  каждый  раз  его отталкивали и  кто-то  более  сильный входил туда прежде него.

Сколько здесь    нужно    какого-то    особого    благочестия, свойственного людям Ветхого Завета: надежда неизвестно на что, надежда превыше всякой надежды.

Этот человек был дальше всех.  Господь подошел и спросил:

хочешь быть здоров?  Казалось бы,  зачем этот  вопрос,  и  так ясно, что  всякий  человек  этого хочет;  для того и находится здесь этот больной, для того и старается он всякий раз подойти к воде.  Но  Господь всегда старается спросить,  чтобы человек сказал до конца все что есть и  чего  ему  не  хватает,  чтобы человек до конца исповедовал, сформулировал бы для самого себя свою ситуацию и  свое положение.

И вот больной все выразил:  да,  я хочу быть здоровым, но нет у меня человека,  который опустил бы меня в купальню. Но я все равно  здесь.  А  когда прихожу,  другой уже сходит прежде меня. Обычно это  толкуют  в  том  смысле,  что  речь  идет  о человечестве Иисуса  Христа,  которое  открывает  нам путь и к прощению грехов, и к счастью, и к здоровью - ко всему.

Господь исцелил его - того,  кто был дальше всех от воды.

И этот человек взял свою постель и пошел. А была суббота, и по закону нельзя было совершать определенные работы,  в том числе брать постель.  Господь,  конечно, знал об этом. И все-таки Он говорит ему:  встань,  возьми  постель  твою  и  ходи.  И  тот выздоровел, взял постель и пошел.