Беседа с самарянкой. Исцеление больного у купальни в Вифезда, страница 2

Женщина и тут ничего не поняла.  Наверное,  это были  для нее высокие  и  непонятные  слова  - о какой-то воде,  которую негде взять,  и почерпала нет у Него,  а Он  опять  говорит  о какой-то воде,   которая  будет  у  принявших  ее  источником, текущим в жизнь вечную. И женщина говорит Ему тогда, очевидно, с иронией и,  может быть,  не принимая Его всерьез: "Господин!

дай мне этой воды,  чтобы мне не иметь жажды  и  не  приходить сюда черпать"  (4:15),  чтобы  не таскать этот водонос в жару, не мучиться,  не трудиться.  Кажется,  здесь  уже  безнадежное непонимание того, что говорил Господь.

Тогда "Иисус говорит ей:  пойди,  позови  мужа  твоего  и приди сюда" (4:16). "Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.

Иисус говорит ей:  правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей,  и тот,  которого ныне имеешь,  не муж тебе; это справедливо  ты  сказала"  (4:17-18).

Из интонации этого ответа Господа видно, что она сказала, будто у нее нет мужа,  чтобы никуда  не  ходить  и  никого  не звать,  говоря попросту,  чтобы Он от нее отвязался. Чувствуя, что разговор ей непонятен,  она как бы отреклась от  мужа.  Но вот  бывает для человека отречься от кого-то невозможно даже в шутку,  даже чтобы избежать неприятностей. Может быть, у нее и был человек, которого она считала мужем, но все-таки в глубине сердца у нее о нем понятия как о муже не было.  Поэтому она  и смогла это  выговорить:  "У  меня нет мужа".  А Иисус говорит:

правду ты сказала;  Он обосновал, почему тот, с кем она живет, ей не муж.  "Ибо у тебя было пять мужей,  и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".

В сердце  женщины была такая способность - отречься перед лицом Господа от того,  с кем она жила и,  видимо,  собиралась продолжать жить,  все-таки  считая  его  за мужа.  Не была она внутренне привязана,  смогла отречься  от  него.  Это  вызвало слова Господа,  в  которых  Он показал ей,  что все знает о ее жизни. И тогда "женщина говорит Ему:  Господи!  вижу,  что  ты пророк" (4:19).  Пророк  - то есть тот,  кому открыто то,  что закрыто для других,  который может нам  сказать  все  о  нашей жизни: что   нас   ждет,  чего  нам  нужно  избегать,  к  чему стремиться, а чего опасаться.  И тут,  когда есть  возможность спросить о  чем-то,  спрашивают  обычно  о  самом  главном.  И

женщина вполне могла спросить Его:  а когда же  у  меня  будет настоящий муж?  Или еще что-то о своей жизни. Но она говорит о другом: "Отцы наши поклонялись на  этой  горе,  а  вы  (иудеи)

говорите, что  место,  где  должно  поклоняться,  находится  в

Иерусалиме" (4:20).  Узнав,  что перед ней пророк,  она  сразу высказала важный  пункт  религиозного  спора  между  иудеями и самарянами. То есть в ней был  живой  интерес  к  богословским вопросам, как  к  самым  главным в жизни.  Поэтому она сразу и спросила, как быть с  этим  противоречием:  с  одной  стороны, отцы, от  которых  они  произошли  и  которые их научили,  а с другой стороны - противоположное. Кто же все-таки прав?

"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей,  и не в Иерусалиме будете поклоняться  Отцу.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.  Но настанет время и  настало  уже,  когда истинные поклонники  будут  поклоняться  Отцу в духе и истине, ибо таких  поклонников  Отец  ищет  Себе.  Бог  есть  дух,   и поклоняющиеся Ему   должны   поклоняться   в  духе  и  истине"

(4:21-24).

Столько ей  сказал Господь.  Он подсказал и о соотношении

Ветхого и Нового Завета, и о том, что спасение от иудеев, т.е.