Женщина и тут ничего не поняла. Наверное, это были для нее высокие и непонятные слова - о какой-то воде, которую негде взять, и почерпала нет у Него, а Он опять говорит о какой-то воде, которая будет у принявших ее источником, текущим в жизнь вечную. И женщина говорит Ему тогда, очевидно, с иронией и, может быть, не принимая Его всерьез: "Господин!
дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать" (4:15), чтобы не таскать этот водонос в жару, не мучиться, не трудиться. Кажется, здесь уже безнадежное непонимание того, что говорил Господь.
Тогда "Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда" (4:16). "Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (4:17-18).
Из интонации этого ответа Господа видно, что она сказала, будто у нее нет мужа, чтобы никуда не ходить и никого не звать, говоря попросту, чтобы Он от нее отвязался. Чувствуя, что разговор ей непонятен, она как бы отреклась от мужа. Но вот бывает для человека отречься от кого-то невозможно даже в шутку, даже чтобы избежать неприятностей. Может быть, у нее и был человек, которого она считала мужем, но все-таки в глубине сердца у нее о нем понятия как о муже не было. Поэтому она и смогла это выговорить: "У меня нет мужа". А Иисус говорит:
правду ты сказала; Он обосновал, почему тот, с кем она живет, ей не муж. "Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".
В сердце женщины была такая способность - отречься перед лицом Господа от того, с кем она жила и, видимо, собиралась продолжать жить, все-таки считая его за мужа. Не была она внутренне привязана, смогла отречься от него. Это вызвало слова Господа, в которых Он показал ей, что все знает о ее жизни. И тогда "женщина говорит Ему: Господи! вижу, что ты пророк" (4:19). Пророк - то есть тот, кому открыто то, что закрыто для других, который может нам сказать все о нашей жизни: что нас ждет, чего нам нужно избегать, к чему стремиться, а чего опасаться. И тут, когда есть возможность спросить о чем-то, спрашивают обычно о самом главном. И
женщина вполне могла спросить Его: а когда же у меня будет настоящий муж? Или еще что-то о своей жизни. Но она говорит о другом: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (иудеи)
говорите, что место, где должно поклоняться, находится в
Иерусалиме" (4:20). Узнав, что перед ней пророк, она сразу высказала важный пункт религиозного спора между иудеями и самарянами. То есть в ней был живой интерес к богословским вопросам, как к самым главным в жизни. Поэтому она сразу и спросила, как быть с этим противоречием: с одной стороны, отцы, от которых они произошли и которые их научили, а с другой стороны - противоположное. Кто же все-таки прав?
"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"
(4:21-24).
Столько ей сказал Господь. Он подсказал и о соотношении
Ветхого и Нового Завета, и о том, что спасение от иудеев, т.е.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.