Далее рассказывается о том, как Господь совершил второе чудо в Галилее, возвратившись туда. Почему Иоанн Богослов считает: какое было первое чудо, какое второе? Ведь чудес было много. И сам Иоанн в конце своего Евангелия говорит: "Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (21:25). Но почему-то он эти чудеса считает.
Я не нашел ответа на этот вопрос нигде.
Здесь рассказывается о некоем царедворце, который пришел к Иисусу "и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой" (4:47-49).
Чудо может рождать веру, а может и не рождать. Чудо, как мы потом увидим, можно воспринимать по материальным последствиям, по той пользе, которую оно принесло, а самый факт чуда пропускать мимо сознания. И здесь Иисус требовал от этого человека веры помимо знамений и чудес. Потому что и вера может творить чудеса.
Вера и чудо - что первично? Это не всегда бывает одинаково. Иногда нет веры - значит нет и чудес, а иногда есть чудеса - и от них рождается вера. Почему так - это тайна Божия и тайна человека. Господь ценит всякую веру как следствие какой-то духовной работы человека, как духовный акт. Ведь веровать или не веровать - это наше свободное действие. Мы сами решаем, во что нам веровать. Когда мы говорим о происхождении жизни на земле, о происхождении мира, никто не видел, как Бог творил мир, как происходил мир. Но один верует в это, а другой - в другое. Это свободный акт. В Евангелии от
Иоанна об этом будет еще говориться.
В истории и Никодиме было сказано, что свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, потому что дела их были злы.
Когда дела злы, человек не хочет, чтобы был свет. Не хочет веровать в то, что есть Судия, в то, что есть Страшный суд и всем нам придется отвечать, что есть вечная жизнь, которая может быть или блаженной, или скорбной и мучительной. Человек не хочет этого принимать и в этом случае не верует. А другой человек верует.
Господь дорожит всякой верой. И если есть малая вера, то
Господь как бы ждет, чтобы человек активизировался в ней, напрягся в этой вере, чтобы она возросла. И в ком она есть, от того Господь требует веры без знамений и без чудес. И здесь человек был такой, в котором была и возможность, и готовность веровать. И тогда укорил его Господь, сказав: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Но как бы забыв об этом укоре, царедворец продолжал говорить Ему: "Господи! приди, пока не умер сын мой". "Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел"
(4:50).
Вера всегда - чудо, потому что часто вера бывает беспричинна и необъяснима. Это именно чудо - акт человеческой свободы. Так и царедворец просто взял и поверил. Все конечные человеческие решения и происходят из недр свободы, являются следствием свободного решения. В конце концов человек все решает свободно. Он смотрит, изучает, думает, сравнивает, но конечный акт - это акт его свободного принятия или отвержения чего-то. Человек может отвергнуть очевидное и принять невероятное, но это всегда - свободный акт. И вот когда человек просто поверил - это чудо, подвиг. И по его вере сын его исцелился. "Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его" (4:53).
Поверил сначала, уверовал и потом. Тут разные степени веры, разная сила веры. Одна вера нужна, чтобы совершилось чудо, а после совершения чуда вера как-то лавинообразно увеличивается в человеке, который встал на этот путь, потому что любящим Господа все содействует во благо. В ком есть жлание веровать, в том все будет умножать веру, раздувать огонь ее.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.