Беседа с самарянкой. Исцеление больного у купальни в Вифезда, страница 6

Далее рассказывается о том,  как Господь совершил  второе чудо в  Галилее,  возвратившись  туда.  Почему  Иоанн Богослов считает: какое было первое чудо, какое второе? Ведь чудес было много. И сам Иоанн в конце своего Евангелия говорит:  "Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (21:25).  Но почему-то он эти чудеса считает.

Я не нашел ответа на этот вопрос нигде.

Здесь рассказывается о некоем царедворце,  который пришел к Иисусу "и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.  Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой" (4:47-49).

Чудо может рождать веру,  а может и не рождать. Чудо, как мы потом    увидим,   можно   воспринимать   по   материальным последствиям, по той пользе,  которую оно  принесло,  а  самый факт чуда пропускать мимо сознания.  И здесь Иисус требовал от этого человека веры помимо знамений и чудес. Потому что и вера может творить чудеса.

Вера и  чудо  -  что  первично?  Это  не  всегда   бывает одинаково. Иногда нет веры - значит нет и чудес, а иногда есть чудеса - и от них рождается вера. Почему так - это тайна Божия и тайна  человека.  Господь  ценит  всякую  веру как следствие какой-то духовной работы  человека,  как  духовный  акт.  Ведь веровать или  не  веровать  - это наше свободное действие.  Мы сами решаем,  во  что  нам  веровать.  Когда  мы   говорим   о происхождении жизни на земле,  о происхождении мира,  никто не видел, как Бог творил мир,  как происходил мир. Но один верует в это,  а другой - в другое. Это свободный акт. В Евангелии от

Иоанна об этом будет еще говориться.

В истории и Никодиме было сказано, что свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму,  потому что дела их  были  злы.

Когда дела  злы,  человек не хочет,  чтобы был свет.  Не хочет веровать в то,  что есть Судия,  в то, что есть Страшный суд и всем нам  придется  отвечать,  что есть вечная жизнь,  которая может быть или блаженной,  или скорбной и мучительной. Человек не хочет  этого принимать и в этом случае не верует.  А другой человек верует.

Господь дорожит всякой верой.  И если есть малая вера, то

Господь как бы ждет,  чтобы  человек  активизировался  в  ней, напрягся в этой вере, чтобы она возросла. И в ком она есть, от того Господь требует веры без знамений и без  чудес.  И  здесь человек был такой,  в котором была и возможность, и готовность веровать. И тогда укорил его Господь,  сказав: вы не уверуете, если не  увидите  знамений  и  чудес.  Но как бы забыв об этом укоре, царедворец продолжал  говорить  Ему:  "Господи!  приди, пока не  умер сын мой".  "Иисус говорит ему:  пойди,  сын твой здоров. Он поверил слову,  которое сказал ему Иисус,  и пошел"

(4:50).

Вера всегда  -  чудо,  потому  что  часто   вера   бывает беспричинна и необъяснима.  Это именно чудо - акт человеческой свободы. Так и царедворец просто взял и поверил.  Все конечные человеческие решения  и  происходят из недр свободы,  являются следствием свободного решения.  В  конце  концов  человек  все решает свободно.  Он смотрит,  изучает, думает, сравнивает, но конечный акт - это акт его свободного принятия или  отвержения чего-то. Человек   может   отвергнуть   очевидное   и  принять невероятное, но это  всегда  -  свободный  акт.  И  вот  когда человек просто поверил - это чудо,  подвиг.  И по его вере сын его исцелился.  "Из этого отец узнал,  что это  был  тот  час, в который Иисус сказал ему:  сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его" (4:53).

Поверил сначала,  уверовал  и  потом.  Тут разные степени веры, разная сила веры.  Одна вера  нужна,  чтобы  совершилось чудо, а   после  совершения  чуда  вера  как-то  лавинообразно увеличивается в человеке,  который встал на этот путь,  потому что любящим  Господа  все  содействует  во  благо.  В ком есть жлание веровать,  в том все  будет  умножать  веру,  раздувать огонь ее.