Беседа с самарянкой. Исцеление больного у купальни в Вифезда, страница 4

На первый взгляд может показаться,  что у нас всё обряды, чинопоследования (и  в  Ветхом  Завете  они  были),  что имеет значение что и как совершается, т.е. много внешних сложностей, как и  в  Ветхом  Завете.  Но  все  обстоит по-другому.  Слово

"обряд" не раскрывает вообще-то сущности происходящего.  Обряд

- это   когда  под  видимыми  внешними  действиями  скрывается какое-то духовное  содержание.  Установлено,   например,   что осеняет тебя  крестным знамением священник,  и тебе сообщается благодать. Или погружает он в воду крест,  и вода  освящается.

Совершает он  молитву  -  и  хлеб  и  вино  становятся Телом и

Кровью. Когда духовное  действует  с  определенным  физическим действием - в этом все заключено.

Люди иногда недоумевают:  все обряды да обряды.  Но  ведь всё в жизни - обряд.  Обряд - это то, что внешне не происходит непосредственно из  внутреннего,  а  просто  условно   с   ним соединено. В  этом  смысле  все  в  жизни  - обряд.  Например, человеческая мысль,  высшая  духовная  деятельность   человека как-то отождествляется  с  головным  мозгом.  Ведь  это  чисто условное соотношение.  Ведь сколько ни копайся, не увидишь, не найдешь существа мозга - мысли.  Вещество,  которое составляет мозг, - само по себе,  а мысли,  душа, человеческое "я" - само по себе.  Господь  так  просто определил.  Он указал на хлеб и сказал: "Приимите,  ядите, это есть тело Мое, за вас ломимое";

указал на Кровь Свою и сказал:  "Это кровь Моя". И хлеб стал в полноте его плотью, а вино стало Его кровью во всей полноте. И

когда Он дал заповедь:  "Сие творите в Мое воспоминание", - то это такой же силы заповедь,  как та,  которую  Он  дал  раньше всему живому:  "Плодитесь, размножайтесь". По Его заповеди все размножается, по Его заповди священники  имеют  право  и  силу превращать хлеб  и  вино  в  Его  Тело  и  Кровь.

Все в жизни установлено Господом Богом,  и в  нашей  вере так же.  И все это в этом смысле реально,  как реально то, что человек   имеет   определенные   органы,   которые   выполняют определенные  функции.  И  духовная  жизнь  человека связана с телесными органами.  Все это совершенно реально  и  совершенно неразрывно.  Все,  что установил Господь относительно таинств, тоже  совершенно  реально  установлено  по  слову  Того,   Кто сотворил  и человека.  Установли Он связь Церкви и священства, хлеба и вина,  Тела Его и Крови.  Поэтому наши обряды  -  это, собственно говоря, не обряды - это жизнь, реальность.

Ведь обряд - это условность.  А у нас все реально,  все в истине, только каждый человек должен это понимать, углубляться в эту истину, вживаться в нее. Таких поклонников ищет Себе Бог

- поклонников в духе и истине.

"Женщина говорит Ему:  знаю,  что придет Мессия,  то есть

Христос; когда  Он  придет,  то  возвестит нам все" (4:25).  И

когда Господь начал говорить об этих высоких вещах - о духе, о истине, о уничтожении границ между людьми, о соединении всех в истине и духе,  то женщина сразу связала все это с пришествием обещанного Спасителя,  с пришествием Мессии,  т.е.  Христа.  В

этом тоже было зерно истины,  зерно жизни,  что мысль ее сразу связала наступившие времена с пришествием Христа Спасителя,  о

Котором, как мы  будем  читать  позже,  Господь  говорил,  что

Моисей свидетельствовал:  исследуйте  Писание,  ибо  вы имеете через них получить жизнь вечную,  а они свидетельствуют о Мне.

Как раз   Писание   Моисеево,  Пятикнижие,  свидетельствует  о

Христе, о грядущем Мессии. И задача наша - читать Пятикнижие и весь Ветхий  Завет  как  христоцентричное Писание,  ведущее ко грядущему Христу.

Женщина все  это  почувствовала  и  сказала  об  этом.  И

Господь ей сказал так,  как,  может быть,  никому не  говорил:

"Это Я,  Который  говорю  с  тобою" (4:26).  У женщины уже нет никаких сомнений,  никаких вопросов.  Она тут же оставила свой водонос и,  все бросив,  пошла в город,  хотя раньше не хотела этого делать,  чтобы  сказать  людям:   "Пойдите,   посмотрите