Беседа с самарянкой. Исцеление больного у купальни в Вифезда, страница 3

этим историческим  путем  приходит  истина  на землю.  В то же время Он сказал,  что  приходят  времена,  когда  национальная религиозная ограниченность,    установления   Ветхого   Завета пропадут и для людей не будет опасности мыслить о Едином Боге, пребывающем в одном месте.  Потому что не случайно иудеям было повелено, что  только  в  одном  месте  можно  поклоняться   и приносить жертвы - в одном-единственном храме,  чтобы у людей, склонных к многобожию,  не было соблазна почитать двумя Богами того, кому они поклонялись бы в двух храмах.

Это время проходит,  и Господь говорит,  что и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. "Вы не знаете, чему кланяетесь",  т.е.  всякое отступление от  истинной  веры искажает истину до того, что вы не знаете, чему кланяетесь. Он говорит так самарянам,  потому что они читали и принимали  все

Пятикнижие Моисеево,  пророков. И уже знающим Пятикнижие, тем, кто на первый взгляд мало чем отличается  от  иудеев,  Господь говорит: не   знаете,  чему  кланяетесь.  "А  мы  знаем,  чему кланяемся, - говорит Он, - потому что спасение от Иудеев".

Мы говорили, что нельзя говорить об Иисусе Христе, что он иудей. Но по человечеству,  когда Он был перед этой женщиной и когда нужно   было   сказать  о  источнике  Израилевом  как  о благословленном Богом источнике,  Он говорит: а мы знаем, чему кланяемся. Потому  что иудеи все-таки сохранили совет с богом, хотя и были народом строптивым.

"Но настанет время и настало уже,  - говорит Он,  - когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в  духе  и  истине, ибо таких  поклонников Отец ищет Себе".  В духе и истине.  Дух как не имеющий плоти, не имеющий ограничений ни во времени, ни в пространстве,  ни  в совершенстве,  ни в любви.  Перед этим, когда Иоанн  Креститель  свидетельствовал  о  Христе  в  своей последней беседе, он говорил, что не мерою дает Бог Духа; Отец любит Сына и все дал в руку Его.  "В духе" - значит  стираются границы, и  человек уже как бы один на один перед лицом Божиим во всей   полноте,   насколько   можно,   может   выходить   и приближаться к Нему. Позже мы прочитаем, что Господь говорил о

Себе: "Я есть путь,  и истина,  и жизнь.  Никто не приходит  к

Отцу, как  только  Мною".  Истина  тут  как противопоставление прообразам истины.  Ведь  то,  что  сделал  Христос,  что   Он совершил, -  это  истина.  А все,  что было до Него,  в Ветхом

Завете, было  только  прообразом,  тенью  истины,  оно  давало людям только   предчувствовать   истину,  приготовиться  к  ее принятию, когда она придет во всей полноте. Поклоняться Богу в духе и  истине  -  это  значит  поклоняться  Богу  во  Христе, воплотившемся Боге, поклоняться Богу, приходя к Нему с крестом как с  жертвой,  как с Агнцем Божиим.  Ведь очищение грехов не бывало никогда без крови.

Те жертвы  не  искупали  грехов,  а  тут жертва истинная, которая искупает грехи. Мы ведь к Богу приходим с этой кровью, чтобы заплатить за свои грехи именно этой кровью,  пролитой за наши грехи.  Мы с нею входим, с этой страшной жертвой, которая совершилась на  Голгофе и которая отражается в каждой литургии во всей полноте.  С этой жертвой,  с этим Агнцем Божиим ("Твоя от Твоих  Тебе  приносяща  за всех и за вся") приносим жертву, совершаем ее в истине уже, потому что она уже совершилась.

На любом месте могут собраться верные,  любое место можно освятить,  на  любом  месте   можно   совершить   Божественную литургию, на любом месте можно приступить к Богу и поклониться

Ему в духе и истине,  т.е.  желая не мерою,  а  всей  полнотой ответить  на  Его любовь,  явленную в том,  что он Сына Своего

Единородного дал в жертву за нас. Всего себя принести в жертву всесожжения, а не животных - в истине,  во Христе, Его кровью, которая только и дает нам право к  Отцу  приходить  и  считать себя оправданными.