Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию

Страницы работы

Содержание работы

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви.

М., Крутицкое патриаршее подворье,1999.

Раскол старообрядчества с переходом в 18 веке не только не ослабел, но, напротив, усилился. Этому содействовали реформы Петра 1. Ломая старинные порядки государственной, общественной и церковной жизни, они вызывали недовольство во всех, кому оыла дорога старина. Таким образом, представлялась богатая почва для раскольничьей пропаганды. Вместе с тем они усилили в раскольниках враждебность к Церкви и государству. Им казалось, что с воцарением Петра настало время антихриста; в его императорском титуле они видели апокалипсическое число 666 и в его действиях — признаки антихристова царства: говорили, что он с учреждением Синода принял власть святительскую, именуется богом России, искореняет православие и всех хочет привлечь под свою власть, для чего учинил народную перепись. Находились такие изуверы, которые обрекали себя на самосожжение, чтобы не покориться антихристу; были также покушения и на жизнь Петра.

Несмотря на это, Петр относился к раскольникам терпимее, чем правительство XVII в. Он смотрел на них с государственной точки зрения и но возможности хотел извлечь из них пользу для государства. После частных льгот, предоставленных раскольникам Выгорецких скитов (Олонецкой губ.) и Стародубских слобод, в 1714 г. последовал общий указ о переписи раскольников и обложении их двойным подушным окладом, за что давалось им право на открытое проживание и свобода веры11'*'. Последующими указами им дозволялось носить бороду, платя за нее особую пошлину. Но им не дозволялось ни совращать других в раскол, ни строить скитов, ни венчаться тайно, ни переселяться из тех мест, где приписаны; раскольничьим наставникам и попам возбранялось совершать требы; раскольников запрещалось допускать к общественным должностям и к свидетельствованию против православных; для отличия от последних им назначалось особое, старинного покроя, платье. Раскольникам, не записавшимся в подушный оклад, грозилось ссылкой; укрывателям объявлено наказание, как противникам власти; распространителям раскола — ссылка на каторжные работы J14'. К розы-скиванию тайных раскольников, особенно расколоучителей, были призваны все начальства, духовенство и обыватели. С этой целью от духовенства требовались ежегодные росписи об исповедавшихся и причащавшихся; уклонявшихся от богослужения и таинств велено приводить к присяге с проклятием на все раскольнические толки, а не желавших присягнуть писать в двойной оклад, как раскольников; умирающих велено причащать при свидетелях, чтобы не было утайки со стороны священников; за утайку грозилось им лишением места. Тайные скиты разорялись; открыто существовавшие подвергались обыскам, чтобы захватить тайных раскольников. Такие меры и указы оставались в силе до времени Петра III. При нем был издан указ, дозволявший раскольникам, бежавшим за границу, безбоязненно возвращаться в Россию и селиться в Сибири и запрещавший преследовать их '!■>). Екатерина II повторила этот указ, предоставляя возвращавшимся раскольникам право селиться на любых местах, избирать любой образ жизни, носить бороды и неуказное платье, даже обещая такие льготы, как освобождение от рекрутства и податей на б лет (1762 г.) иЧ Вскоре позволение носить бороду и неуказное платье было распространено на всех раскольников (1763—1764 гг.). Затем последовали: отмена двойного подушного оклада, допущение к присяге и свидетельству в суде, если   только   они   люди   не   подозрительные,   к   прохождению   общестСтр. 695


венных должностей и запрещение всяких притеснений в отношении к ним; даже само имя "раскольник" и раскольнические списки были уничтожены 1171 Меры строгости прилагались только против тайных и упорных раскольников, особенно против тех, которые располагали других к самосожигательству. Такою же веротерпимостью отличалось правительство при Александре I. Дозволяя свободу веры, оно запрещало раскольникам лишь публичный показ раскола; не дозволяя строить новые церкви и часовни, оно указывало "не входить в какое-либо дальнейшее рассмотрение" относительно старых и само смотрело сквозь пальцы на построение новых; в 1809 г. оно даже официально утвердило существование в Москве беспоповщинского Преображенского кладбища под именем богаделенного дома и предоставило ему свободу от вмешательства светской власти во внутренние его дела; в 1822 г. оно дозволило раскольникам открыто содержать беглых попов, если только до побега они не совершили уголовного преступления. Некоторые ограничения прав в 1820-х гг. были сделаны только в отношении к беспоповщинским толкам, признанным вредными из-за обнаружившихся у них злоупотреблений (разврата, детоубийства) и фанатизма. С воцарением Николая I положение раскола изменилось. Снова было восстановлено в официальных документах название "раскольник"; раскольнические общества не признавались законными и потому им не предоставлялось права ни получать наследства, ни делать пожертвований от имени общества; раскольники лишены права вступать в общественные должности, получать ордена и медали, записываться в купеческие гильдии и иконописные цехи; торговать могли только на "временном праве"; выдача им паспортов на отлучки ограничивалась. В то же время запрещалось построение новых и починка существовавших молитвенных зданий, содержание беглых попов, публичный показ раскола и особенно его пропаганда; благотворительные раскольничьиучреждепия повелевалось или закрывать, или присоединять к приказам общественного призрения. Поступая так, правительство имело в виду пресечь распространение раскола на будущее время; для этого же оно сделало распоряжение о крещении раскольнических детей в православных церквах; но для наличных раскольников оно не возбраняло ни содержать свою веру, ни отправлять свои обряды, хотя этим последним не придавало юридического значения. При Александре II в законоположениях касательно раскола произошли незначительные изменения: например, раскольнические браки получили гражданскую законность, раскольнических детей дозволено крестить не в православной Церкви; на практике же раскольники пользовались несравненно большей свободой, чем какая давалась законами. В правление императора Александра III эта свобода опять признана за ними и юридически. Именно. Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 3 мая 1883 г. им предоставлены следующие права: получать паспорта на отлучки внутри империи на общем основании, производить торговлю и промыслы, вступать в иконописные цехи (с разрешения министра внутренних дел) и в общественные должности; свободно отправлять свои обряды и общественную молитву без публичного показа раскола, иметь молитвенные дома, обновлять   ветхие   (с   разрешения   губернатора),   распечатывать   запечатанстр. 696

Похожие материалы

Информация о работе