Убийство царской семьи и о ее канонизация

Страницы работы

Содержание работы

прот. Александр Салтыков

Отрывок из «Истории Русской Церкви. IV курс»

…будет уместно сказать об убийстве  царской семьи и  о  ее  канонизации.  Известно,  что вскоре после отречения от престола Николай II вместе со своей семьей был арестован.  Сначала они все содержались под арестом в Царском Селе,  потом, летом 1917 г. были высланы в Тобольск,  а весной 1918 г.  в два этапа были  перевезены  в

Екатеринбург, и там в ночь с 16 на 17 июля их зверски убили. Когда известие об этом дошло до Собора, Патриарх прямо высказал в своей проповеди, что это зло, это грех, который может лечь на всех русских людей, и чтобы этого не случилось, всякий должен осудить это убийство, как-то от него отмежеваться (притом,  что тогда было известно об убийстве одного лишь государя, о мученической кончине его семьи узнали значительное позже).

Это зверское убийство произвело некий перелом в отношении к царской семье со стороны верующих, и если раньше многие обвиняли императора Николая II во всех несчастьях России,  то теперь стали вспоминать о своей присяге, о своем долге по отношению к государю, которого в тяжелые годы испытаний покинули и забыли, и, конечно, после такой страшной кончины к царю и его семье стали относиться иначе. Это привело к быстрому росту симпатий по отношению к царской семье, и затем встал вопрос о канонизации.  Споры на эту тему и всевозможные обсуждения велись довольно долго,  и наконец в 80-е гг.  Зарубежный Синод эту  канонизацию осуществил. Но у нас споры ведутся до сих пор.  Некоторые, ссылаясь на всякие политические расчеты и ошибки Николая II,  говорят,  что о  его канонизации вообще речи быть не может.  Другие, наоборот, пытаются отрицать какие бы то ни было его ошибки,  и чуть ли не пытаются  обелить

Распутина, чтобы, как им кажется, расчистить дорогу к канонизации царсокй семьи. Это, конечно, нелепо: ведь пытаясь обелить Распутина, люди тем самым обвиняют и чернят весь епископат Русской Церкви и многих уже канонизированных новомучеников, таких как митрополит Владимир Киевский или  Елизавета Феодоровна,  которые всегда были против Распутина.  Известно,  что под его влиянием из Синода был в свое время удален митрополит Серафим  (Чичагов).  Поэтому  создавать такую картину,  что весь

Российский епископат не смог разобраться в личности Распутина,  а стал жертвой  масонских интриг,  означает клеветать на Русскую Православную

Церковь. Кроме того,  даже если удалось бы каким-то немыслимым образом реабилитировать Распутина,  остается еще вот этот самый ......(?), которым увлекалась императрица до 1905 г.,  и это тоже свидетельствует о том, что  были в жизни царской семьи элементы какого-то духовного нездоровья. А если у человека не все хорошо в жизни духовной, то не может он и не допускать ошибок в политике,  надо это признать.  Но, с другой стороны, все эти ошибки не носят такого характера,  чтобы обсуждать их с точки зрения возможности канонизации.  Ведь несмотря на влияние Распутина, царь ни разу не принял от него каких-то учений  или  взглядов, идущих в разрез с православным вероучением.  Влияние Распутина ограничилось тем, что он подставлял царю те или иные лица, называя их темными, неправославными,  и царь помогал их удалять. Но в характер самого царя и в жизнь его семьи никаких темных неправославных взглядов Распутин не внес.  Кроме того, когда речь идет о канонизации человека, принявшего мученическую кончину,  не принято подробно  рассматривать  всю его жизнь: вопрос в том, не как он жил, а чем он кончил. Известно, что во времена Юлиана Отступника,  когда император захотел потешиться, поиздеваться над христианами,  пригласили одного актера,  который должен был высмеять обяд крещения.  И когда тот погрузился в воду со  словами

"Крещается раб Божий такой-то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", на него неожиданно снизошла благодать,  он стал исповедовать свою веру  в

Господа и был казнен за оскорбление императорского величества.  Понятно, что до этой минуты говорить ни о какой его христианской  жизни  не придилось. Недавно мы отмечали память Сорока мучеников.  Известно, что там один мученик не выдержал и покинул свое место в воде,  и тогда его место занял один из стражников и стяжал венец мученика.

Поэтому, говоря о канонизации царской семьи, нужно учитывать последние годы их жизни,  особенно самый последний год,  который был проникнут особым христианским настроением,  характерным для святых страстотерпцев, когда все, что с ними происходило, они стремились перенести как ниспосланное Богом.  В дневнике царевны Ольги  нашли  переписанное стихотворение,  в котором она обращается с молитвой ко Господу,  чтобы

Похожие материалы

Информация о работе