прот. Александр Салтыков
Отрывок из «Истории Русской Церкви. IV курс»
…будет уместно сказать об убийстве царской семьи и о ее канонизации. Известно, что вскоре после отречения от престола Николай II вместе со своей семьей был арестован. Сначала они все содержались под арестом в Царском Селе, потом, летом 1917 г. были высланы в Тобольск, а весной 1918 г. в два этапа были перевезены в
Екатеринбург, и там в ночь с 16 на 17 июля их зверски убили. Когда известие об этом дошло до Собора, Патриарх прямо высказал в своей проповеди, что это зло, это грех, который может лечь на всех русских людей, и чтобы этого не случилось, всякий должен осудить это убийство, как-то от него отмежеваться (притом, что тогда было известно об убийстве одного лишь государя, о мученической кончине его семьи узнали значительное позже).
Это зверское убийство произвело некий перелом в отношении к царской семье со стороны верующих, и если раньше многие обвиняли императора Николая II во всех несчастьях России, то теперь стали вспоминать о своей присяге, о своем долге по отношению к государю, которого в тяжелые годы испытаний покинули и забыли, и, конечно, после такой страшной кончины к царю и его семье стали относиться иначе. Это привело к быстрому росту симпатий по отношению к царской семье, и затем встал вопрос о канонизации. Споры на эту тему и всевозможные обсуждения велись довольно долго, и наконец в 80-е гг. Зарубежный Синод эту канонизацию осуществил. Но у нас споры ведутся до сих пор. Некоторые, ссылаясь на всякие политические расчеты и ошибки Николая II, говорят, что о его канонизации вообще речи быть не может. Другие, наоборот, пытаются отрицать какие бы то ни было его ошибки, и чуть ли не пытаются обелить
Распутина, чтобы, как им кажется, расчистить дорогу к канонизации царсокй семьи. Это, конечно, нелепо: ведь пытаясь обелить Распутина, люди тем самым обвиняют и чернят весь епископат Русской Церкви и многих уже канонизированных новомучеников, таких как митрополит Владимир Киевский или Елизавета Феодоровна, которые всегда были против Распутина. Известно, что под его влиянием из Синода был в свое время удален митрополит Серафим (Чичагов). Поэтому создавать такую картину, что весь
Российский епископат не смог разобраться в личности Распутина, а стал жертвой масонских интриг, означает клеветать на Русскую Православную
Церковь. Кроме того, даже если удалось бы каким-то немыслимым образом реабилитировать Распутина, остается еще вот этот самый ......(?), которым увлекалась императрица до 1905 г., и это тоже свидетельствует о том, что были в жизни царской семьи элементы какого-то духовного нездоровья. А если у человека не все хорошо в жизни духовной, то не может он и не допускать ошибок в политике, надо это признать. Но, с другой стороны, все эти ошибки не носят такого характера, чтобы обсуждать их с точки зрения возможности канонизации. Ведь несмотря на влияние Распутина, царь ни разу не принял от него каких-то учений или взглядов, идущих в разрез с православным вероучением. Влияние Распутина ограничилось тем, что он подставлял царю те или иные лица, называя их темными, неправославными, и царь помогал их удалять. Но в характер самого царя и в жизнь его семьи никаких темных неправославных взглядов Распутин не внес. Кроме того, когда речь идет о канонизации человека, принявшего мученическую кончину, не принято подробно рассматривать всю его жизнь: вопрос в том, не как он жил, а чем он кончил. Известно, что во времена Юлиана Отступника, когда император захотел потешиться, поиздеваться над христианами, пригласили одного актера, который должен был высмеять обяд крещения. И когда тот погрузился в воду со словами
"Крещается раб Божий такой-то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", на него неожиданно снизошла благодать, он стал исповедовать свою веру в
Господа и был казнен за оскорбление императорского величества. Понятно, что до этой минуты говорить ни о какой его христианской жизни не придилось. Недавно мы отмечали память Сорока мучеников. Известно, что там один мученик не выдержал и покинул свое место в воде, и тогда его место занял один из стражников и стяжал венец мученика.
Поэтому, говоря о канонизации царской семьи, нужно учитывать последние годы их жизни, особенно самый последний год, который был проникнут особым христианским настроением, характерным для святых страстотерпцев, когда все, что с ними происходило, они стремились перенести как ниспосланное Богом. В дневнике царевны Ольги нашли переписанное стихотворение, в котором она обращается с молитвой ко Господу, чтобы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.