Убийство царской семьи и о ее канонизация, страница 2

Он дал ей силы в последний час "молиться просто за  врагов"  -  и  это стихотворение,  эти  слова  очень характерны для тогдашнего настроения всей царской семьи.  Не менее характерна для нее и память о своем особом долге перед Россией, и никоим образом не желание того, чтобы спастись, нарушив этот долг. Известно, что когда царская семья была разлучена  -  сначала  в  Екатеринбург отправился Николай II c частью своей семьи, а императрица Александра Федоровна задержалась, больше всего ее беспокоило,  как бы государя без нее не заставили, по мягкости его характера, подписать Брестский мир, как в свое время заставили подписать отречение.  На  основании  переговоров,  которые  вели их сторонники с представителями немцев, царская семья была осведомлена, что такого рода подписание могло бы улучшить их положение.  Более того,  летом 1918

г. немцы планировали,  подобно тому,  как на Украине,  придя к власти, они разогнали Центральную Раду и поставили гетмана Скоропадского (Старопадского?), точно также  они  планировали  разогнать,  ликвидировать большевистское правительство  и заменить его каким-то своим ставленником, монархом.  По этому поводу в июне велись с представителями немцев специальные переговоры  (в  частности,  Милюковым) и вроде бы все было согласовано. Сначала подразумевалось,  что основные ударную роль возьмут на себя немецкие части, но важно, чтобы какие-то русские части непосредственно заняли Москву.  Обратились  к  добровольцам  Деникину  и

Алексееву, но  те категорически отказались иметь какие-то связи с немцами и заявили о своей преданности Антанте. Тогда на территории, контролируемой генералом  Красновым,  стали  создавать так называему Южную армию, которая потом влилась в состав Добровольческой, которая как раз и преследовала  эти задачи. Разногласие было только на предмет кандидатов, которые не устраивали немцев,  в особенности Михаил Александрович, о котором говорил Милюков,  потому что он придерживался проантантовской позиции. Николай II с точки зрения демократов был кандидатурой тоже не подходящей,  скорее речь могла идти о Вел. Кн. Кирилле или Борисе, которые находились тогда на территории Украины вместе  со  своей матерью императрицей  Марией Феодоровной,  с которой у немцев были какие-то контакты.  Сведения о том, что согласившись подписать Брестский мир, император мог бы улучшить положение своей семьи, до них доходили, но они от этого отказывались.

Говоря об  их гибели,  важно представлять себе следующее.  Авторы этого убийства,  безусловно,  могли думать, что таким образом они предотвращают использование  императора  со стороны белочехов в интересах контрреволюции и монархического переворота, но в действительности расчищали путь к такому перевороту,  в виду того, что это убийство носило крайне провокационный характер по отношению к  кайзеру.  Было  ли  это убийство спланировано большевиками просто потому, что они не могли допустить,  чтобы царская семья оказалась на свободе?  Вместе с тем  оно уронило  бы их авторитет в глазах менее озверелых революционеров и тех порядочных людей, которые пошли за ними. Или это было связано с делами кайзеровской разведки или, наоборот, французской - с тем чтобы отвлечь войска кайзера?  Это все догадки и фантазии,  но такой  переворот  был вплоне реален и обязательно бы произошел, если бы двумя днями позже не изменилась ситуация на Западном фронте. Поэтому трудно говорить о том, что такого  рода советы могли даваться большевикам какими-то их друзьями.

На этом  основании  можно было бы говорить о том,  что царя и его семью следует канонизировать как страстотерпцев,  а не как  мучеников, потому что  причины  убийства были политические.  Но необходимо учитывать, что,  хотя непосредственные мотивы могут быть разные,  все же  в целом убийство  помазанника  Божия  означает  и гонение против Церкви, против Православия - отрицать этого нельзя,  об этом говорили  в  свое время и Феофан Затворник, и Иоанн Кронштадский. Великую Княгиню Елизавету Феодоровну прославили именно как преподобномученицу, хотя известно, что ее убили не потому,  что она была монахиня,  а потому, что она была Великая Княгиня.

Я вам изложил все имеющиеся взгляды на вопрос о канонизации царственных мучеников, но  решать этот вопрос, конечно, должен Собор.