епископа. Но, когда в царствование Николая I появился указ против беглых попов и стало обнаруживаться оскудение священства в поповщине, искание епископа возобновилось. Опять начались путешествия на восток — на Кавказ, в Сирию, Палестину, Персию, Египет — в надежде найти "древлепра-вославного" епископа; но такого не находилось. Тогда поповцы переманили к себе бывшего боснийского митрополита, грека Амвросия, лишенного кафедры и проживавшего в Константинополе. В 1846 г. он был привезен в Белую Криницу (в Буковине, в Австрии) и принят в общество поповцев через проклятие мнимых ересей и помазание маслом. В 1847 г., согласно желанию раскольников, он рукоположил епископов Кирилла -в наместника себе и Аркадия — для некрасовцев (в Турции). Таким образом, существование бело-криницкой иерархии было упрочено. Хотя в следующем году, по настоянию русского правительства, Амвросий был удален из Белой Криницы на безысходное житие в г. Цилль (в Штирии) и белокриницкий монастырь запечатан, но в 1859 г. австрийское правительство опять признало законность белокри-ницкой митрополии и монастырь распечатало. Занявший место Амвросия, Кирилл позаботился о поставлении новых епископов, и такие вскоре появились для турецких, молдавских и, наконец, для русских раскольников. Первым из русских был мещанин Стефан Жиров, с именем Софрония поставленный в 1849 г. в сан епископа Симбирского: к 1860 г. было уже до 10 раскольничьих епархий в пределах России. Для управления церковными делами был устроен в Москве "духовный совет" из лжеепископов и лжесвященников; Софроний мечтал было об учреждении патриаршества и даже поставил патриарха, но, по требованию раскольников, сам осудил свою затею. Первоначально правительство преследовало старообрядческих архиереев и поставленных ими попов; однако австрийское священство продолжало распространяться. Со времени Александра II оно стало пользоваться терпимостью, хотя правительство не признало его законным. Несмотря на видимый успех, австрийская иерархия с самого начала своего существования обнаружила признаки разложения. Между раскольническими епископами постоянно возникали распри. Они особенно усилились с изданием в 1862 г. от лица духовного совета известного "окружного послания единые святые соборные, апостольские, древлеправославные кафолические церкве". Оно было составлено жителем Стародубья Иларионом Егор. Кабановым с целью осудить мудрования беспоповцев, при своем распространении наносившие удар австрийскому священству. Разобрав несколько беспо-повщинских тетрадок, это послание выражает близкий к дьяконовскому взгляд на православную Церковь: "Господствующая в России церковь, а равно и греческая верует не во иного Бога, но в единаго с нами (старообрядцами) Творца небу и земли... Посему, хотя мы произносим и пишем имя Спасителя Исус, но и пишемое и произносимое Иисус хулити не дерзаем и не нарицаем его именем иного Иисуса, противника Христова, якоже нецыи безпоповцы мудрствуют. Подобие и четвероконечный крест Христов... мы не безчестим и не хулим", вместе с этим признается, что истинное священство Христово пребывает в православной Церкви (великороссийской и греческой) и пребудет до дня судного. В то время, как одни приняли это послание, другие осудили его. Таким образом, явились враждебные друг другу партии окружников и противоок-ружников. Последние, склоняясь к беспоповщине, стали утверждать, что имя стр. 702
Иисус, принятое православной Церковью, есть имя другого лица, чем Исус, есть имя антихриста. Та и другая партии имеют своих епископов. Не раз делались попытки примирить эти партии; возникла даже особая партия так называемых полуокружников, но раздор не прекращается доселе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.