Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию, страница 3

Филипповский. Начало ему положено в 1730-х гг. одним из наставников Выговской пустыни Филиппом, который, разойдясь с выговцами, построил свой скит верстах в 50 от их пустыни. В царствование Екатерины II филипповцы основали часовню в Москве; они существуют в губерниях Олонецкой, Архангельской, в Москве, Петербурге, Одессе, Финляндии и других местах. Они чтут осьмиконечный крест без титла, икон, кроме своих, не чествуют, за царя не молятся, состоявших в браке разводят "на чистое житие", самосожжение и голодную смерть считают мученичеством за веру; поэтому называются самосожигателями и морелыпиками. Пример самосожжения подал сам Филипп с своими скитниками (1742 г.). Филипповцы в свою очередь распались на несколько мелких толков из-за разногласий об одежде, отношении к староженам и совокупном ядении с готовящимися к перекрещиванию.

Менее значительные толки в беспоповщине суть: Пастухова (или Ада-мантово) согласие, названное так по имени своего основателя, какого-то пастуха. Оно появилось в первой половине XVIII в. и существовало, по-видимому, недолго. Оно запрещало брать деньги и паспорта, записываться в раскольнические списки и ходить по мостовой, так как на всем этом лежит печать антихриста. С подобным же направлением около 1784 г. появился толк бегунов, или странников, начало ему положено беглым солдатом Евфимием. Признавая в России чувственное воцарение антихриста в лице государей, он учил, что не должно признавать царскую власть, как "образ зверя-антихриста", и духовную, как лживых пророков, не должно жить в обществе и нести общественные повинности — записываться в ревизию, платить подати, брать паспорта, вступать в брак, должно постоянно таиться и бегать. По смерти Евфимия (1792 г.) в толке странников явился особый класс так называемых жиловых христиан, или странноприимцев, обязанных укрывать у себя странников. Кроме того, в нем возникли особые частные толки: безденежников (в первой четверти XIX в.), статейников, или иерархитов и брачников (в 60-х гг. XIX в.). Аароновщина, или онуфриевгцина. Она выделилась из филипповщины во второй половиСтр. 698


не XVIII в. и распространилась в Архангельской и Вологодског Основателем ее был Семен Протопопов, в пострижении Онуфрий (+1829 г.) Подобно бегунам, он отвергал запись в раскольнические списки, паспорта и какие-либо подписки в судах; но в противоположность им допускал брак, совершенный в расколе мирянином (но не в православной Церкви -- священником), и молитву за царя. Нетовщина, или Спасово согласие. Образование ее относят к первой половине XVIII в.; она распространилась в губерниях Костромской, Владимирской, Нижегородской, Казанской, Ярославской. Первоначально нетовцы отрицали совершение всех таинств и общественное богослужение, так как в православной Церкви будто царствует антихрист, а без иерархии не может быть таинств; одна надежда говорили они — на Спаса, который сам знает, как спасти, да на крест; православных принимали в свое согласие без перекрещивания. С течением времени нетовцы стали изменять свое учение и появились частные толки нетовского направления. Таковы: рябиновцы (со второй половины XVIII в.), которые поклоняются кресту из рябинового дерева, не поклоняются иконам Саваофа и тем, на которых встречаются изображения непоклоняемых лиц и предметов, православных перекрещивают, мирянину предоставляют право совершать крещение, а в последнее время стали совершать общественное богослужение; самокрещенцы (или бабушкино согласие, с конца XVIII в.) признают совершение крещения и брака каждым самим над собой, а крещение младенцев — повивальной бабкой, имеют и общественное богослужение; православных не перекрещивают; в отличие от других нетовцев признают чувственное царствование антихриста, как бегуны; к самокрещенцам принадлежат средники, празднующие среду, как день воскресный, и дыр-ники, не поклоняющиеся иконам, так как без священства их некому святить, и молящиеся на восток через отверстие в стене; спасовцы, или последователи глухой нетовщины, за крещением и совершением брака обращаются к православной Церкви, молясь о том, чтобы Господь вменил их в истинные таинства; не имея общественного богослужения но церковному уставу, они по домам читают псалтирь и каноны; согласие новоспасово (в нынешнем столетии) совершает крещение и браки чрез своих наставников, имеет общественное богослужение, православных не перекрещивает, но принимает или через отрицание ересей (отрицанцы), или семипоклонное начало (подначальники). Немоляки и воздыхании. Основателем секты не-моляков считается донской казак Гавриил Зимин, за пропаганду сосланный в 18.37 г. в Закавказский край. В своем отрицании они идут гораздо дальше нетовцев. "От сотворения мира до Моисея,— говорят они,— был век праотеческий (весна), от Моисея до Рождества Христова — отеческий (лето), от Рождества Христова до 1666 г. — сыновний (осень) и с 1666 г.—- век Святого Духа (зима)". В этот последний век истина совершенно погасла и вера сокрылась; теперь одна надежда на спасение через служение Богу в духе; теперь нет на земле Церкви и не нужны никакие внешние обряды, никакие внешние формы богопоклонения, даже устная молитва. Немоляки все Священное Писание толкуют в духовном смысле; отрицают святые иконы, мощи святые, явившиеся после 7000 лет. святой  крест,  посты,  праздники,  второе  пришествие  Христово  и  страшный