Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию, страница 4

стр. 699


суд; отвергают присягу и войну *. Мелхиседеки (в Москве и других местах). Вместе с прочими беспоповцами не принимая священства, они, однако, признают необходимость для спасения таинства причащения и уверяют, что, как Мелхиседек, не будучи поставлен во священника, приносил в жертву Богу хлеб и вино, так и они, имея Мелхиседеково священство, могут приобщаться святых тайн; поэтому ввели особый порядок освящения хлеба и вина (без литургии). В последнее время в беспоповщине появились лица, иначе решившие вопрос о причащении. Подобно мелхи-седекам признавая необходимость причащения для спасения, онч стали учить, что священство может быть и без хиротонии — через одно избрание; сами избрали себе старцев — епископов и пресвитеров — и предоставили им совершение евхаристии. А так как это не согласуется с церковным преданием, то они, подобно сектантам-рационалистам, отвергли авторитет соборов и святых отцов Церкви, принимая за источник истины только Евангелия и апостольские послания. Это учение нашло себе последователей в Казанской и Вятской губерниях. Кроме вышеуказанных были  в беспоповщине и другие толки.

Центрами поповщины в первой половине XVIII в. были Стародубье, Кер-женец и Ветка. Последняя постепенно заняла первое место; но после двукратного разорения и выселения оттуда раскольников (1735 и 1764) она совершенно нала. Тогда Стародубские слободы стали возрастать. С течением времени возникли еще новые центры поповщины — Иргизские скиты (Саратовской губ.) и московское Рогожское кладбище, устроенное одновременно с беспоповщинским Преображенским и мало-помалу занявшее первое место в поповщине. Общее в воззрении поповцев — признание иерархии и в связи с этим — всех установленных Церковью таинств. Вопрос об устроении для себя иерархии и был насущным в поповщине; из-за него по преимуществу были споры и разделение на толки. Важнейшие толки в поповщине следующие:

1) Беглопоповцы, или, как они себя называют, "бегствующая, окормляе-мая священством, церковь". Не имея постоянной иерархии, они принимают для отправления у себя духовных треб беглых священников от православной Церкви. Наибольшее развитие этот толк получил со времени издания указа 1822 г., дозволившего раскольникам иметь у себя беглых попов; но со времени Николая I, когда это дозволение было отменено (1832 г.), он стал заметно падать. В беглопоповщине существовали свои частные толки. Таковы: дъяконовский, названный так по имени дьякона Александра, бывшего настоятелем одного из Керженских скитов (в начале XVIII в.). Он учил, что беглых попов от православной Церкви должно принимать через одно отречение от ересей, что употребляемые православными крест и молитва Р1исусова (Господи Иисусе Христе, Боже Наш) так же спасительны, как употребляемые раскольниками восьмиконечный крест и Иисусова молитва (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш-наго), и ввел крестообразное каждение. Поэтому его последователи назывались еще новокадилъниками. Они существовали как на Керженце, так в

* Они существуют в земле войска Донского, губерниях Вятской, Херсонской, Нижегородской, Костромской, Тверской. Калужской.

Стр. 700