Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию, страница 5

Стародубье и других местах. Ветковский. На Ветке первоначально принимали беглых попов через перекрещиванье, затем через миропомазание и потом через простое отречение от ересей; но московские ветковцы снова вернулись к помазанию миром и для этого в 1777 г. на Рогожском кладбище сварили миро. Так как это вызвало споры, то в 1779 г. в Москве был составлен раскольнический собор. После него московские ветковцы убедились в незаконности сваренного мира, но остались при своем мнении, что попов следует принимать чрез помазание (за неимением мира маслом), поэтому получили прозвание перемазанцев. Дьяконовпы же остались при своем мнении и с тех пор между теми и другими установилась непримиримая вражда. Сусловский, получивший начало в половине XVIII в. от бывшего стародубского дьяконовца, купца Феодора Суслова. Не признавая действительным обливательного крещения, которое тогда по местам совершалось в Малороссии, он требовал принимать к себе только тех попов, которые поставлены великорусскими епископами и притом такими, рукоположение которых преемственно идет от московских патриархов до Никона. Лу псковский, названный так от одной из стародубских слобод (Лужки). Он возник после указа 1822 г.. дозволявшего беглопоповцам иметь беглых попов и обязывавшего их вести метрические записи. Лужковцы отстаивали старый порядок, требовали принимать только тайных попов и не вести метрических записей. Этот толк существовал только до тех пор, пока не был отменен указ 1822 г. 11ерно-болъский, выделившийся из среды Стародубских ветковцев в 1775 г. и также существовавший недолго. Свое название он получил от местечка Черноболь в пределах Польши, куда первоначально выселились основатели толка со своими последователями. В лице чернобольцев поповщина сделала поворот к беспоповщине. Они проповедовали воцарение антихриста и скорую кончину мира, запрещали употребление клятвы и присяги, молитву за царя, поступление в военную службу и паспорта.

2) Толк приемлющих австрийское священство. Соблазнительное поведение беглых попов и сознание нужды в постоянной иерархии с епископами во главе издавна побуждали поповцев искать себе собственного епископа. Начиная с 30-х гг. прошлого столетия они не раз обращались с просьбой о поставле-нии им епископа к митрополиту Ясскому, патриархам Константинопольскому, Антиохийскому и архиепископу Грузинскому, но почти всегда безуспешно. По временам у зарубежных раскольников появлялись и самозванные епископы. Таковы: Епифаний. обманом получивший рукоположение от Ясского митрополита (1724 г.) и в 1735 г. при разорении Ветки препровожденный в Киев, где умер в соединении с православной Церковью; Афиноген, совсем не имевший хиротонии, но объявивший себя епископом (1751 г.) и кончивший свои скитания поступлением в польскую военную службу; Анфим, заочно получивший посвящение от Афиногена (1753 г.), когда тот уже был жолнером, и после странствований утопленный некрасовскими раскольниками в Днестре (1757 г.). Кроме соблазна и раздоров они не могли ничего произвести в расколе. В 1765 г. на Московском соборе поповцы задумали было сами поставить себе епископа рукой святителя Ионы, но скоро сознали нелепость этой затеи. Вслед за тем на время были оставлены попытки к приобретению стр. 701