Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию, страница 7

Сознание незаконности бегствующего священства и неуспешность попыток приобрести себе особого епископа еще в конце XVIII в. привели многих гюповцев к соединению с православной Церковью на началах единоверия. Впервые это стремление началось в Стародубских слободах. Главным деятелем в нем был инок Никодим. Он входил в сношения с митрополитом Московским Платоном и Петербургским Гавриилом, с Разумовским, Потемкиным, даже представлялся самой императрице Екатерине П. Встретив всюду сочувствие, он в 1783 г. подал прошение от лица почти полутора тысяч старообрядцев о воссоединении их с православной Церковью, с тем, чтобы им дан был от Синода свой епископ и разрешено было отправлять богослужение по старым книгам с соблюдением "старых" обрядов. В 1784 г. последовало Высочайшее разрешение епископам Могилевскому и Славянскому давать старообрядцам священников по их желанию, которые бы совершали богослужение по старым книгам; но в поставлении для них особого епископа было отказано. За смертью Никодима (1784 г.) движение не остановилось. Посланный митрополитом Гавриилом протоиерей Андрей Иоаннов Журавлев упрочил единоверие в Стародубье. В Стародубье и Новороссии открылось несколько единоверческих церквей и монастырей. Мысль об единоверии появилась и в других местностях. На Иргизе пытался ввести его инок Сергий, но только раздражил раскольников и должен был удалиться в Стародубье, где вступил в согласие с православной Церковью (1796 г.). В Нижегородской епархии единоверие приняли до 1000 человек (1797 г.). После этого было Высочайше разрешено на будущее время давать старообрядцам православных священников по всем епархиям без особого на каждый раз Высочайшего разрешения (1798 г.). Единоверие приняли также некоторые из старообрядцев казанских, петербургских и, наконец, московских. По этому последнему случаю митрополит Платон составил подробные правила единоверия, которые с Высочайшего утверждения в 1800 г. приняты в руководство на последующее время 11Й). Время царствования Александра I, когда раскольникам предоставлена свобода иметь бегствующих попов, было неблагоприятным для распространения единоверия. Зато в царствование Николая I оно сделало большие успехи. Оно распространялось, с одной стороны, вследствие административных распоряжений, с другой — вследствие убеждения самих старообрядцев в несостоятельности бегствующего и австрийского священства и вообще раскола. В царствование Николая I единоверие было утверждено в Иргизских скитах, в московских Рогожском и Преображенском кладбищах, на Керженце; распространилось в Стародубье и появилось почти во всех епархиях. С 1825 по 1854 гг. было выстроено до 150 единоверческих церквей и многие из раскольничьих скитов обращены в единоверческие монастыри. Открытие единоверческих церквей и монастырей продолжалось и впоследствии. Из отдельных случаев воссоединения на началах единоверия наиболее замечательны следующие, в 1865 г. в Москве воссоединились Онуфрий, лжеепископ Браиловский, наместник Бе-локриницкого митрополита, Пафнутий, лжеепископ Коломенский, с архидиаСтр. 703


коном Белокриницкой митрополии Филаретом, иеромонахом Иосифом и иеродиаконом Мелхиседеком, вслед за ними — Тульский лжеепископ Сергий и протодиакон Кирилл Семенов; 1867 г. — Тульчинский лжеепископ Иустин и беспоповщинский наставник Павел Прусский с своими учениками 11!)'.

Обращению раскольников к православию между прочим содействовали мероприятия духовной власти и литература.

Святейший Синод в 1722 г. опубликовал свои три увещания к раскольникам и расколоучителям, приглашая их для разрешения недоумений и для собеседований являться в Синод. Так как никто не являлся, то Синод, по указу Петра I, отправил к раскольникам Олонецкого края иеромонаха Неофита в качестве миссионера, дав ему в руководство инструкцию. Когда же и это оказалось бесполезным, он в 1725 г. снова издал "увещании к невеждам" — раскольникам и другое — к православным, убеждая их блюстись расколоучителей и сообщая, что раскольники не являются в Синод для собеседований и тем обличают свою слабость 12°). Впоследствии он также отправлял миссионеров в местности, зараженные расколом. В то же время поручал писать и издавать сочинения против не?го. Более оживленная и систематическая деятельность по обращению раскольников началась с 50-х гг. нынешнего столетия. Так. с 1853 г. стали учреждаться при духовных академиях и семинариях особые отделения для приготовления противорасколь-нических миссионеров 121); к 1854 г. для той же цели были вызваны в Петербург из 14 епархий несколько священников, и приготовление их возложено на Казанского архиепископа Григория Постникова, бывшего тогда в Синоде 122'. Впоследствии же учреждены особые штатные кафедры по истории и обличению раскола во всех семинариях (1886—1888 гг.) 123>. С 1860-х гг. в епархиях стали открываться братства с целью содействовать ослаблению раскола. Они учреждают библиотеки, устраивают школы, публичные лекции и собеседования, содержат миссионеров, издают и распространяют про-тивораскольнические сочинения. Кроме того, по определению Святейшего Синода 1885—1886 и 1888 г. по епархиям стали являться епархиальные миссионеры для борьбы с расколом и сектантством 124'. С своей стороны, Синод имеет собственных (2) миссионеров, которых командирует в местности, зараженные расколом и сектантством. Живо интересуясь делом борьбы с расколом, епархиальные архиереи и миссионеры входят иногда в совместное обсуждение этого дела и вырабатывают руководственные правила. В этом отношении замечательны: собор преосвященных в Казани 1885 г. и съезды противорасколышческих миссионеров в Москве 1887 125) и 1891 гг.