Раскол старообрядчества. Обращение раскольников к православию, страница 8

Из писателей против раскола заслуживают внимания: святитель Димитрий Ростовский, написавший рассуждение "Об образе Божием в человеке" (около 1705 г.) и "Розыск о раскольнической брынской вере" (около 1709 г.). Стефан Яворский, написавший "Знамения пришествия антихриста и кончины века от писаний божественных" (1703 г.). Новгородский митрополит Иов со своим "Увещательным ответом от писаний" против раскольнической тетради "О рождении антихриста" (около 1707 г.). Нижегородский архиепископ Питирим, обращенный из раскола и, по поручению Петра I, занимавшийся обращением раскольников Нижегородского края сначала в сане игумена Пере-славского Никольского и архимандрита  Керженского Успенского монастыря,

Стр. 704


а потом в сане архиепископа; он посещал раскольничьи скиты, вел беседы, предлагал устные и письменные увещания, построил вблизи раскольнических поселений несколько православных церквей и Успенский монастырь и подготовил к миссионерской деятельности других; успех его деятельности был необычайный. Он издал "Пращицу" — в ответ на 240 раскольничьих вопросов (1721 г.). Феофан Прокопович составил "Рассуждение о полива-тельном крещении" (1724 г.), "О присяге или клятве" (1734 г.) и "Показание великого антихриста" (неокончено). Феофилакт Лопатинский, по поручению Святейшего Синода, написал "Обличение неправды раскольническия" против "Поморских ответов" на вопросы Неофита; оно издано в 1745 г., исправленное и дополненное Арсением Мацеевичем. Василий Флоров, бывший дьяконовец, составил "Обличение раскольникам" (1737 г.); Григорий Яковлев, бывший поморец, — "Испытание о раскольнических мнениях" (1748 г.); митрополит Платон Левшин — "Увещание во утверждение истины", изданное от лица Святейшего Синода (1766); Яков Беляев, обращенный из раскола, — "Путь истинный к познанию Церкви", "О внутренних еретиках" — против ветковцев о кресте и каждении. Протоиерей Андрей Журавлев (t 1813 г.) — "Историческое известие о раскольниках", краткое и полное (1784, 1794—1795 гг.); иеромонах Сергий (Иргизский), обращенный из раскола, — "Зерцало для старообрядцев, не покоряющихся православной Церкви" (1799 г.). Никифор Феотоки, архиепископ Херсонский и потом Астраханский, написал окружное послание к старообрядцам, ответы на Соловецкую челобитную и ответы на 15 вопросов Иргизских раскольников (изд. 1800 г.). Филарет, митрополит Московский, — "Беседы к глаголемому старообрядцу" (1836 г.); Игнатий, архиепископ Олонецкий, - "Истина святой Соловецкой обители" (1844 г.) и "Беседы о мнимом старообрядстве" (1846— 1847 гг.); Григорий Постников — "Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь" (1854 г.); Адриан Озерский издал "Выписки из старописьменных и старопечатных книг" против раскольников; профессор Петербургской Академии И. Ф. Нильский — "Об антихристе против раскольников" (859 г.), "Несколько слов о расколе" (1865 г.), "Семейная жизнь в расколе" (1869 г.) и несколько полемических и исторических статей в духовных журналах; профессор Московской Академии Н. И. Субботин — "Происхождение белокриницкой иерархии" (1871 г.), "Дело патриарха Никона" (1862 г.), "Материалы для истории раскола" в 8 т.; профессор Казанской Академии Н. И. Ивановский — "Критический разбор учения неприемлющих священства старообрядцев о Церкви и таинствах" (1883 г.), "Руководство к истории и обличению раскола" (1887 г.) и множество полемических и исторических статей в духовных журналах; кроме того, много потрудился и в деле собеседования с раскольниками. Павел Прусский, архимандрит Московского Никольского единоверческого монастыря, издал множество бесед и других сочинений, составивших обширный сборник в .'1 частях (1883—1888 гг.)... В последнее время появлялись и специальные периодические издания против раскола; таковы: "Братское Слово" (1875—1876 гг., с 1883 г. восстановлено), "Истина" (1868—1890 гг.) и "Друг Истины" (1888—1890 гг.).