Дано: R = 6,3 м l = v = const t = 1,2 с |
Решение. |
– ? |
При движении тела по окружности его ускорение можно разложить на две составляющие ускорения – тангенциальное и нормальное:
.
Если модуль скорости остается неизменным, то тангенциальное ускорение равно нулю. Следовательно, в этой задаче ускорение, с которым движется тело, является нормальным:
.
Скорость движения модели самолета найдем, учитывая, что при движении тела с постоянной по модулю скоростью путь (не перемещение), пройденный телом, можно вычислить по формуле:
.
Подставляя в формулу путь, равный третьей части длины окружнос-ти, получим:
.
Тогда нормальное ускорение
.
Модуль нормального ускорения, безусловно, не изменяется при движении тела, однако вектор нормального ускорения поворачивается и, следовательно, не остается постоянным. Тогда изменение ускорения равно модулю разности векторов ускорений, взятых в два разных момента времени:
.
Из формулы следует, что для определения разности векторов надо ко второму вектору прибавить вектор, противоположный первому. Из рис. 3 видно, что длина такого вектора может быть найдена по теореме косинусов:
;
Направление вектора показано на рис. 3.
Ответ: модуль изменения ускорения равен 33 .
1.4. Относительность движения
Задача 4. Два корабля движутся относительно острова со скоростью 4,8 и 6,4 м/с под углом 30 и 60° к востоку от меридиана соответственно. С какой скоростью второй корабль движется относительно первого?
Дано:
|
Решение. |
– ? |
Для решения задачи воспользуемся формулой:
, которая выражает принцип относительности движения и позволяет переходить от одной системы отсчета к другой. Тогда модуль относительной скорости
;
Этот путь поиска численного ответа в задаче основан на рис. 4 и не поз-воляет непосредственно указать в количественном виде направление результирующего вектора относительной скорости.
Эту же задачу можно решить другим способом. Выразим из формулы неизвестную относительную скорость:
, возьмем проекции известных векторов и получим:
;
;
;
.
Модуль относительной скорости, очевидно, равен квадратному корню из суммы квадратов проекций, и результат вычислений, безусловно, совпадет с результатом, полученным по формуле , в чем можно убедиться самостоятельно.
Преимущества второго способа заключаются в том, что, во-первых, его можно применять для любого количества складываемых (или вычитаемых) векторов (теорема косинусов позволяет работать только с парой векторов), а во-вторых, можно явно указать направление результирующего вектора, вычислив, например, угол между результирующим вектором и осью Ox:
;
.
Отрицательное значение угла α означает, что угол нужно отложить вниз от оси Ox (по ходу часовой стрелки).
Ответ: скорость относительного движения кораблей равна 3,3 и направлена под углом 17° к оси Ox на юго-восток.
1.5. Обратная задача механики
Обратная задача механики заключается в определении характеристик движения (скорости, ускорения и т. д.) по известной зависимости радиуса-вектора от времени. В общем случае задача решается на основе дифференциального исчисления и векторного анализа, другими словами, для решения обратной задачи механики необходимо уметь находить производные функций и знать правила работы с векторными величинами. Решение задачи 5 можно рассматривать как пример применения определений скорости, ускорения, траектории и других понятий кинематики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.