Эти частицы попадают на стенки цилиндров и образуют притирочные пасты, которые благодаря высокой твердости и температуре плавления ускоряют приработку деталей цилиндро-поршневой группы дизельных двигателей.
Из зарубежных приработочных присадок к топливу наиболее известны: Маналокс (США), Монто-839 и ВР (Великобритания),Шелл-5399 (Нидерланды), Хональ-й04 (ГДР). В НРБ при исследованиях выявлено, что добавка 1% присадки ВР в топливо и 1,2% присадки в смазочное масло позволила сократить продолжительность прелеремонтной обкатки двигателей в 2,5 раза.
Наибольшее распространение 8 Практике получили металлоорганические соединения алюминия. Отечественные присадки выпускаются на основе полиалюмооксанов (АДП-3) и полиалюмофеноляторов (АЛП-4). Присадка АЛП-2 по своей эффективности превосходит зарубежные аналоги.
В то же время, нами 1/37| и другими исследователями установлено, что ати присадки вызывают повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы и теряют свою эффективность при длительном хра- ;, нении, а в некоторых случаях они увеличивают износ; и заедание топливной аппаратуры, Кроме того, присадки АЛП-^> и АЛП-3 изготовляются на основе дефицитного оырья (стеариновой кислоты), неудобны при использовании иэ-чза относительно высокой температуры застывания (-5°...~Т5°С) и необходимости растворения присадок в специальных устройствах.
Разработанная нами присадка ДК-8 получается взаимодействием хлористого бензила с этилксантогенатом калия и относится к химически-активным соединениям. Содержание основного вещества в присадке составляет 98,3%, плотность при 20°С - 1,15 г/см3, температура кипения- П0...Т45°С, разложения - Т80°С,
Присадка может сохраняться длительное время в закрытых неметаллических емкостях в широком диапазоне температур от -50° до +40°С. Исходные реагенты для синтеза ДК-8 Сбензилэтилксантогената) являются широко доступными, многотоннажными продуктами промышленного органического синтеза.
Активным элементом присадки в условиях жестких режимов трзния, имеющих место в локальных зон&х прирабатываемых поверхностей, являются елабосвязанные атомы серы, которые образуют запретные сульфидные пленки.
Лабораторные эксперименты по оценке эффективности присадки ДК-8 проводились на машине трения СМЦ-2. Наименьший износ и лучшее ка-' чество приработки поверхностей трения достигаются при добавке присадки к моторному маслу M-TOFg в количестве 1,3...1,6%.
Для определения оптимальных значений концентрации присадки в смазочном масле и топливе при обкатке двигателей был использован метод математического планирования эксперимента.
Факторы варьировались на двух уровнях С концентрация присадки в топливе: нижний уровень - 0%, верхний уровень -4 %; концентрация присадки в масле : соответственно 0 и 2 %). Остальные технолагичес-кие факторы поддерживались постоянными в соответствии с техническими условиями на обкатку и испытание двигателей. Выходным пара» метром оценки качества приработки служили значения мощности механических потерь, определяемые прокруткой двигателей электромотором стенда при фиксированной частоте вращения №13-238 НБ, ЗИЛ-ХЗО, ЗИЛ-375 - 1200 мин"1; A-4I, СМД-14 и Д-50 - 800 мин"1; Д-108 - ■ 700 мин"1).
В результате опытов и расчетов установлено (табл.43), что наибольшее влияние на мощность механических потерь всех обкатанных двигателей оказывает концентрация присадки в топливе и наименьшее - парное взаимодействие. В результате проверки адекватности уравнений регрессии по критерию Фишера было установлено, что полученные модели для всех марок двигателей не адекватны линейной модели, поэтому для отыскания оптимального сочетания факторов был испольаован метод крутого восхок/-дения по поверхности отклика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.