Помимо нагрузок большое влияние на формирование и начальное изнашивание поверхностей трения оказывают скорости скольжения. С увеличением скорости уменьшается продолжительность, но возрастает частота контактирования, вследствие чего увеличивается путь и работа трения в единицу времени. Сокращение времени контактирования приводит к снижения длительности упругого деформирования неровностей поверхностей трения и к уменьшению пластического течения материала.
Существенную роль в характеристике протекания процесса приработки играет смазка, которая разделяет трущиеся поверхности, отводит тепло и абразивные чаотигш из зоны трения. При приработке двигателей изменяются физико-химические свойства смазочных масел. В них образуется вторичные структуры, обладающие внтифрикецйонннм и противоизносным действием. Поэтому мояно отметить, что не только поверхности трения, но и масло обладает свойством структурной при-споеабливаемости. Следовательно, в процессе приработки происходят изменения трибосистемы, что приводит к уменьшению интенсивности изнашивания и силы трения.
В процессе приработки сопряжений происходит трансформация поверхностного слоя: изменяются величина и направленность микропрофиля, уменьшаются макрогеометрические отклонения формы, увеличиваются зазоры и уменьшаются натяги, изменяется микротвердость и происходят структурные изменения в поверхностном слое. Приработка сопряжения заканчивается при стабилизации указанных и других характеристик. В случаях каких-либо изменений во взаимном положении поверхностей трения (регулировки, частичная или полная разборка, переподтяжки и т.д.), в температурном и нагрузочном режимах и в качестве смазочной среды возникают приработочные явления. Особенно опасны в этом плане излишние разборочные работы, т.к. после сборки взаимное расположение деталей будет другим, нежели у ранее приработанного сопряжения, поэтому вновь требуется дополнительная приработка. Каждая разборка двигателя приводит к потерям до 15-20% ресурса.
Обкатку можно считать завершенной, если основные сопряжения двигателя полностью приработаны и достигнут минимум количества отказов. Процесс полной обкатки весьма длителен, требует больших затрат труда и денежных средств. Технология стендовой обкатки должна быть такой, чтобы обеспечивался минимум издержек на ввод в эксплуатацию двигателей.
Решение проблемы оптимизации обкатки ограничивается с одной стороны отсутствием научного обоснования оптимизации технологии обкатки, а с другой стороны - производственными трудностями соблюдения существующих и внедрения новых технологических разработок из-за низкого уровня производственных и трудовых ресурсов ремпредприятий и ремонтно-обслуживающей базы колхозов и совхозов.
4.5.1. Теоретические предпосылки оптимизации процесса обкатки
Режим работы двигателя может быть описан вектором g внешних параметров. Часгным случаем режимов являются£т - технологическая обкатка, £j - эксплуатационная обкатка, £ц- режим нормальной эксплуатации. Значения технических параметров двигателя зависят от времени и режима эксплуатации Ot*.OCtt,fe/. От режима зависит функция распределения F(t,fc) наработки на момент отказаТ Теоретической основой решения проблемы оптимизации ТП обкатки двигателей может быть предложен принцип инвариантности Карташова Г.Д. [48] . л
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.