По мере приработки сопряжений происходит уменьшение макро- и микрогеометрических отклонений форм деталей. Поэтому для обеспечения благоприятного взаимодействия поверхностей трения в зонах приработки соответственно этим изменениям должна уменьшаться минимальная толщина иасляной пленки.
Из диаграммы Штрибека-Герси (рис.40) следует, что условия полугидродинамического трения обеспечиваются при критическом режиме нагружения. На основании этого зависимость (278) можно выразить в виде где
.WUT в»Имг*Пв*"ип*Пи1 ) (282) - коэффициент^ учитывающий постоянные и мало изменяюШщвся величины; - критическая характеристика режима нагружения; Щ- вязкость смазочного масла; fj - частота вращения коленчатого вала двигателя; U,g- удельная нагрузка в сопряжении.
Из формулы (282) с тедует, что условия рационального контактирования поверхностей трения на всех этапах обкатки можно создать подбором режима нагружения и режима подачи смазки, а минимальная толщина маслячой пленки должна измениться по такому же закону, каки критическая характеристика режима нагружения.
В процессе лабораторных исследований на машине трения нами было установлено, что при введении в смазочное масло приработочной присадки процесс приработки значительно ускоряется и наблюдается гиперболическая зависимость критической характеристики режима нагружения от времени приработки, и, следовательно, минимальная толщина масляной пленки должна изменяться по такому же закону.
Исходя из начальных и конечных условий приработки сопряжения, были найдены коэффициенты гиперболической зависимости и получено искомое уравнение изменения минимальной толщины масляной^пленки от времени f обкатки ц 1_____________! Ч (283)
4.5,3. Влияние смазочной среды
На прирабатываемость деталей существенно влияет вязкость масла. Маловяэкие масла^ обладают высокой охлаждающей способностью и текучестью, легко проникают в зазоры между поверхностями трения и вымывают инороднне частицы загрязнений и продуктов износа, попадающие в это пространство. При использовании таких масел ускоряется процесс приработки, однако из-за малой несущей способности и относительно низких смазывающих свойств масляного слоя возникают предпосылки для возникновения задиров поверхностей трения. Эта опасность снижается при увеличении вязкости масла, но при этом возрастают потери мощности на трение и тепловыделение деталей,что приводит к необходимости использовать более легкие нагрузочно-ско-ростные режимы и поэтому увеличивать продолжительность обкатки. Большинство исследователей считают, что для обеспечения работоспособности узлов трения современных двигателей вязкость масла должна быть в пределах 7...10 сСт, при этом проявляется наиболее рациональное сочетание функций смр.эки по теплоотводу, вымыванию загрязнений и разделению прирабатываемых поверхностей трения. .
Установлен позитивный эффект при обкатке двигателей на работавших маслах. В процессе приработки и последующей работы происходит трансформация не только поверхностей трения, но и смазочного масла.В нем накапливаются продукты -износа, но наиболее мелкие из них (до 2...3 мкм) не эадертапаются фильтрующими элементами и находятся во взвешенном состоянии в масле и частично заполняют микровпадины на поверхностях трения. Кроме того, в процессе работы двигателя изменяются триботехнические характеристики смазки.
При замене масла даже у полностью обкатанных двигателей начинается микроприработка масла и сопряжений, т.к. несколько изменяется профиль поверхности из-за вымывания микрочастиц, происходит окисление масла и другие изменения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.