Оптимальный размер партии qs в случае возможного дефицита груза на складе рекомендуется определять по формуле
. |
(5.43) |
Максимальный запас груза на складе при наличии дефицита
. |
(5.44) |
Время цикла (интервал времени между моментами прибытия партий груза на склад) определяется по формуле
. |
(5.45) |
Предварительно определим оптимальный размер заказа без учета возможности дефицита по формуле* Уилсона
Найденное значение подставим в формулы (5.43) — (5.45) и рассчитаем параметры системы управления запасами с дефицитом груза:
2) Модель, учитывающее изменение цен на материальные потоки. В реальных условиях цена на продукцию, а зачастую и транспортные расходы, имеют оптовые скидки, зависящие от размера партии. В этом случае возникает задача определения оптимального размера партии при оптовой скидке.
Допустим, что в год потребитель перерабатывает 1 млн. т груза. Транспортные расходы в данном примере не зависят от величины партии и составляют 25 руб. за тонну. В отличие от транспортных издержек цена единицы груза и затраты на содержание запасов на складе зависят от размера партии (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Изменение цены продукции и затрат на хранение в зависимости
от размера партии
Размер партии, т |
Цена за тонну, руб. |
Затраты на хранение, руб. |
0 — 9999 |
2,50 |
0,60 |
10000 — 19999 |
2,0 |
0,40 |
³ 20000 |
1,50 |
0,30 |
Поскольку условия поставок для разных размеров партии различны, расчеты необходимо выполнять для трех случаев. Предварительно определим размер партии по формуле Уилсона. При цене 2,50 руб.
при цене 2,0 руб. q0=11180 т и при цене 1,5 руб. q0=12909 т. Поскольку основным критерием эффективности системы управления запасами являются суммарные годовые затраты, определим влияние на них покупной цены продукции. Для этого используем следующую формулу:
(5.46) |
где С1 — цена единицы закупаемой продукции.
При цене продукции 2,5 руб. годовые затраты составят
при цене 2,0 руб. — С = 2044721 руб. и при цене 1,5 руб. — С =1503873 руб.
Так как наименьшие годовые затраты достигаются при закупке продукции партиями по 20000 т и более, то делаем вывод о рациональности именно такого режима снабжения.
3) Модель ЛС, предполагающей наличие складов у потребителя и у поставщика материального потока. Следовательно, поставщик также несет затраты, связанные с хранением груза на складе. Эти затраты влияют на цену продукции, которую устанавливает поставщик и которая определяется размером поставляемой партии.
Допустим, что годовой спрос потребителя составляет 10000 вагонов, транспортные расходы составляют 2 тыс. руб. за вагон, цена груза в одном вагоне составляет 14 тыс. руб., а затраты на содержание запасов у поставщика составляют 40% от стоимости одного вагона, а у потребителя — 45%. Требуется определить цену продукции, которую должен установить поставщик, если потребитель заказал партию из 45 вагонов.
Затраты на содержание продукции у потребителя составляют 45% от стоимости груза в вагоне, то есть i = C1 × 45% = 14000 × 0,45 = 6300 руб. Тогда оптимальный размер партии поставки для потребителя составит
Однако ввиду транспортных ограничений и технологических условий производства (которые в явном виде не учитываются формулой расчета оптимальной партии), потребитель принимает решение о поставках партиями по 45 вагонов. В этом случае поставщик определяет цену, исходя из затрат на содержание запасов на своем складе по формуле
(5.47) |
где i¢ определяется по из формулы Уилсона. Выполнив необходимые преобразования, получим следующую расчетную формулу для определения затрат на хранение продукции на складе:
(5.48) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.