Специфические условия развития теплофикации в современных рыночных условиях. Сравнительный анализ вариантов парогазовых установок, страница 22

Газотурбинные установки мощностью 150-250 МВт, спроектированные для прямого привода электрических генераторов на 3000 об/мин, следует использовать для технического перевооружения ТЭС с энергоблоками 150, 200 и 300 МВт и надстройки ТЭС с энергоблоками 800 МВт по схеме со сбросом газов в котел. "7 При техническом перевооружении возможно: /' замещение паровых энергоблоков с расположением ;ПГУ мощностью 250-400 (в перспективе 500) и 400- I 800 МВт в новом главном корпусе на той же площадке; ,- сооружение бинарных ПГУ с использованием электрических генераторов и части паровых турбин ТЭС или только электрических генераторов и электрического хозяйства.

Газотурбинные установки большой единичной мощности будут также применяться при строительстве новых электростанций и ТЭЦ, главным образом в составе бинарных ПГУ.

Разумеется, при необходимости быстро покрыть пики или даже базовую часть графиков растущей нагрузки возможно автономное использование ГТУ всех типоразмеров. Оно может быть также первым этапом сооружения парогазовых электростанций.

Технико-экономические исследования, проведенные разными компетентными организациями, свидетельствуют о возможности существенного, в 1,5-2 раза, снижения издержек производства электроэнергии и тепла в условиях, характерных для России ближайших лет. Конечно, реконструкция паровых ТЭС и, прежде всего, наиболее затратных старых ТЭЦ с установкой ГТУ или их замена парогазовыми ТЭЦ требуют инвестиций, которые значительно больше затрат на поддержание работоспособности и окупаются за какое-то время. Однако общим выводом самых разных экономических исследований и конкретных работ является существенное увеличение чистого дисконтированного дохода за расчетный срок использования и улучшение других коммерческих показателей при установке ГТУ и ПГУ по сравнению с продлением сроков службы.

Нынешнее экономическое положение страны (неплатежи, неустойчивость экономики, низкие и нестабильные цены на электричество, тепло и топливо, высокие проценты на заемный капитал, отсутствие гарантий для инвесторов) не способствует принятию таких решений. Они станут естественными и будут широко применяться после стабилизации обстановки.

Результаты   исследований,    проведенных по выбору рациональной структуры мощностей электростанций России, свидетельствуют о возможности и целесообразности ввода к 2010_г. 60- 65 млн. кВт газотурбинных и парогазовых электростанций при оптимистическом и 45-50 млн. кВт при вероятном уровне электропотребления, так как при этом обеспечиваются существенное снижение приведенных затрат на развитие ЕЭС России, сокращение выбросов в атмосферу, а также интегральная экономия топлива.

Наибольшая эффективность характерна для крупных бинарных ПГУ-ТЭЦ и мелких (15-20 МВт) ГТУ-ТЭЦ с водогрейными или паровыми котлами, а также для крупных бинарных ПГУ с конденсационной паровой частью.

Начинать внедрение ПГУ и ГТУ-ТЭЦ выгодно с районов с дорогим природным газом (Сев. Кавказ, Центр, Северо-Запад), где они дают наибольший эффект.

Следовательно:

1.В мировой энергетике ГТУ полностью освоены и могут надежно работать с характерными для энергетического оборудования эксплуатационными показателями. В широком диапазоне единичных мощностей они обладают высокой тепловой экономичностью, позволяют сооружать недорогие электростанции и успешно конкурируют с традиционными для энергетики двигателями и установками.

2.При техническом перевооружении российских тепловых электростанций целесообразно широкое применение ГТУ и газотурбинных технологий (ПГУ, ГТ надстроек и т.д.)

3.Для создания отечественных энергетических ГТУ, соответствующих мировому уровню, необходимы целенаправленные усилия всех заинтересованных организаций, поддерживаемые на правительственном уровне. Целями этих усилий должны быть:

разработка, создание и освоение собственно ГТУ, особенно мощных ГТУ для энергетики;

выполнение проектов и создание экономичных, технически совершенных газотурбинных и парогазовых электростанций;

создание правовых и хозяйственных механизмов, стимулирующих применение высокоэкономичных ГТУ и ПГУ;