Специалистами ЛМЗ и Авиадвигателя при участии ВТИ в 1997 г, был выполнен проект современной ГТУ мощностью 180 МВт. Ее показатели также приведены в табл. 4. В основу конструкции агрегата положены уже отработанные в авиации решения. Его проектирование и изготовление с поставкой на электростанцию могут быть выполнены примерно за 3 года. Несколько фирм (Машпроект, Авиадвигатель, ЛМЗ) разрабатывают одновальные ГТУ мощностью около 60 МВт с близкой кГТЭ-110 или ГТЭ-180П экономичностью и другими показателями.
Развитие и завершение всех этих разработок сдерживается крайне сложным экономическим положением в стране. По этой же причине сдерживается и производство ГТУ, разработанных иностранными фирмами, на созданных ими в России совместных предприятиях и прямые поставки энергетических ГТУ из-за рубежа.
Для инофирм, разрабатывающих современные ГТУ, характерны высокий уровень производства этих агрегатов, экономическая стабильность и богатый опыт. Отечественным изготовителям энергетических ГТУ будет крайне сложно строить свою работу так, чтобы выдержать их конкуренцию.
Наибольшие термодинамические и экономические выгоды обеспечиваются при объединении газотурбинного и паротурбинного циклов. При характерных для ГТУ высокой температуре подвода тепла и низкой, близкой к температуре окружающей среды, температуре отвода тепла в конденсаторе паротурбинных установок, отношение температур горячего и холодного источников тепла в комбинированном цикле и его КПД увеличиваются.
На практике объединение циклов заключается в использовании тепла отработавших в ГТУ газов, температура которых составляет в настоящее время 500-600 (до 640) °С, для производства пара, расширяющегося затем в паровой турбине, с выработкой дополнительной электроэнергии. При КПД современных ГТУ, равном 35-40 %, доля тепла отработавших в их турбинах газов (которая при автономной работе относилась бы к потерям) составляет 60-65 % тепла топлива, сожженного в ГТУ. При КПД парового цикла 30-35 %, более низком, чем в современных энергоблоках высокого "и сверхкритического давления, КПД
комбинированной установки равен 55-60 %. Столь высокие КПД достигнуты в бинарных ПГУ, когда все тепло, используемое в паровой части, подводится с отработавшими в ГТУ газами.
Значительное повышение экономичности может быть достигнуто также в комбинированных циклах, где тепло отработавших в ГТУ газов составляет только часть используемого в паровом цикле тепла. Так происходит, например, при надстройке газовыми турбинами обычных паровых энергоблоков. В этих случаях газотурбинная мощность также вырабатывается с КПД, близким к единице (без потерь с уходящими газами, которые утилизируются), только доля ее в общей мощности комбинированной установки меньше.
В принципе, КПД ПГУ тем выше, чем выше КПД, ГТУ и паротурбинной части. Он возрастает с увеличением доли мощности ГТУ. Ее, однако, нельзя принимать произвольно.
При газотурбинной надстройке традиционных энергоблоков для охлаждения дымовых газов до экономически целесообразной температуры их тепло приходится передавать в пароводяной тракт и использовать для нагрева части конденсата и питательной воды. Вследствие этого количество пара, отбираемого в систему паровой регенерации, уменьшается, а пропуск пара в конденсатор возрастает, В результате наблюдаются некоторое снижение КПД паротурбинного цикла и (возможно) ограничение расхода свежего пара и мощности паровой турбины.
Газотурбинные установки мощностью менее 2 МВт целесообразно применять главным образом для резервирования. Основными требованиями к ним являются постоянная готовность к работе и безотказность запуска. Тепловая экономичность и стоимость топлива не имеют решающего значения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.