Установки ГТД-6 и ГТД-16 Машпроекта и ГТУ-12П Авиадвигателя выпускаются для газопроводов серийно. Единичные установки ГТУ-16П, АЛ-31СТ, ГТД-25 и НК-37 эксплуатируются на магистральных газопроводах с наработкой от 5 - 8 до 15 - 20 тыс.ч.ГТЭ-10/95, установленная на Ишимбайской ТЭЦ, отработана пока на жидком топливе; ГТУ-89 СТ20 работает на электростанции под Уренгоем с электрическим генератором мощностью 12 МВт с пониженными нагрузками; ГТУ-25П и ГТЭ-25У еще не построены, хотя для обеих имеются уже конкретные объекты.
Можно сказать, что в диапазоне мощностей до 30 МВт, для которого целесообразно1 создание энергетических ГТУ на базе авиационных или судовых двигателей, подходящие газовые турбины будут в наличии тогда, когда они будут экономически востребованы. Конечно, их вероятным поставщикам и проектировщикам электростанций надо еще работать для обеспечения конкурентоспособных эксплуатационных показателей: уменьшения удельных площадей, строительно-монтажных затрат и стоимости электростанций с ГТУ этого класса мощностей; для организации производства электростанций заводского изготовления, укомплектованных всем необходимым оборудованием и системами; снижения продолжительности и стоимости технического обслуживания, а также длительности плановых и внеплановых простоев и т.д.
Для разработки и выпуска оригинальных отечественных энергетических ГТУ большой мощности также целесообразно использование авиационной технологии.
Опыт, знания и культура производства, сконцентрированные в авиадвигателе строении, дополненные пониманием условий работы, технических и экономических требований к энергетическому оборудованию и опытом изготовления крупных турбин, имеющимся у энергомашиностроителей, создают основу для успеха кооперации авиамоторостроительных и энергомашиностроительных фирм.
В настоящее время уже изготовлена и отрабатывается под нагрузкой на стенде энергетическая ГТУ мощностью ПО МВт, выпущенная оборонными предприятиями Машпроект и Рыбинские моторы с вполне современными высокими показателями (табл.3). Очень срочным является вопрос об испытаниях второго образца этой ГТУ, который изготовляется в настоящее время для одной из российских электростанций (намечено на Ивановской ГРЭС). Завершение испытаний и опережающее накопление в течение 1-2 лет опыта эксплуатации существенно уменьшат риск экономически целесообразного внедрения этих ГТУ.
Турбогруппа ГТГ-110 в заводском цехе
Таблица 4. Проектные показатели отечественных энергетических ГТУ мощностью более 40 МВт и ПТУ с ними
Показатель |
Фирма-изготовитель, тип, год начала выпуска |
||||
ХТЗ |
ЛМЗ |
Машпроект, |
ЛМЗ, |
||
Рыбинские моторы |
Авиадвигатель |
||||
ГТЭ-45 |
ГТЭ-150 |
ГТГ-ПО |
ГТЭ-180П |
||
1989 |
1989 |
1998 |
1998 |
- |
|
Мощность, МВт |
54 |
131 |
161 |
ПО |
178 |
КПД,% |
28 |
31 |
31,5 |
36,0 |
36,3 |
Степень сжатия |
7,8 |
13,0 |
13,0 |
14,7 |
15,0 |
Температура газов в турбине, °С: |
|||||
на входе |
900 |
950 |
1100 |
1210 |
1250 |
на выходе |
475 |
423 |
530 |
517 |
547 |
Расход воздуха, кг/с |
271 |
636 |
630 |
357 |
525 |
Возможная выработка тепла, МВт |
106 |
215 |
280 |
155 |
245 |
Масса ГТУ, т |
270 |
340 |
340 |
50 |
- |
Мощность ПГУ с 2 ГТУ, МВт |
- |
- |
489 |
322,3 |
537 |
В том числе: |
|||||
ГТУ |
310,6 |
215 |
352 |
||
паровой турбины |
- |
- |
178,4 |
107,3 |
185 |
Давление пара ВД, МПа |
- |
- |
8,0 |
7,3 |
12,6 |
Температура пара ВД, °С |
- |
- |
507 |
481 |
526/533 |
КПД ПГУ нетто, МВт |
- |
- |
48,2 |
51,5 |
55,4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.