Примечания: цб - центробежный; н.с. - нет сведений; в скобках - размеры собственно ГТУ.
Якутская ГРЭС фактически является теплоэлектроцентралью, на которой практически отработаны характерные для ГТУ вопросы комбинированного производства электрической энергии и тепла. Многолетний опыт эксплуатации подтверждает ее высокую экономическую эффективность.
На электростанциях России и Украины эксплуатируются восемь агрегатов ГТ-100. Они используются для покрытия пиков электрической нагрузки (средняя наработка на пуск 4,1 ч) и работают на «газотурбинном» жидком топливе, представляющем собой темный дистиллят с содержанием до 2 % серы и 2-4 млн корозионно-агрессивных щелочных металлов (Са + К) и ванадия (V).
Общая наработка этих установок составила 84,1 тыс.ч, число пусков - 16,1 тыс.; максимальная наработка на один агрегат около 15 тыс.ч при 3560 пусках; соответствующая этим цифрам эквивалентная наработка на агрегат превышает 100 тыс.ч.
После 1991 г. интенсивность использования установок ГТ-100 резко снизилась; два агрегата (№ 1 на Краснодарской ТЭЦ (КТЭЦ) и № 3 на Ивановской ГРЭС (ИГРЭС)) были даже демонтированы.
Газотурбинные установки работали со средней нагрузкой около 70 МВт и средним КПД около 21 %. На них ежегодно проводились длительные и трудоемкие ревизии. Несмотря на это в периоды зимне-осеннего максимума ГТУ имели хорошую готовность (условный коэффициент готовности в 1991г. составил 98,7 %) и высокий коэффициент безотказности пусков (94 %).
Хотя головной образец ГТ-100 был пущен на КТЭЦ в 1970 г., на них до сих пор сохраняется ограничение температуры газов перед ТНД (700 °С, а фактически даже 670 °С вместо 750 °С по расчету). Из-за этого, а также коробления цилиндров КСНД и ТНД и загрязнения компрессоров и воздухоохладителей фактическая мощность и КПД ГТУ были существенно ниже расчетных.
Год выпуска головного образца
ГТД-15 |
ГТД-16 |
ГТУ-16ПЭ |
АД-31СТ |
ГТУ-55 СТ-20 |
ГТУ-89 СТ-20 |
ГТУ-25ПЭ |
ГТГ-25 |
НК-37 |
НК-37-1 |
ГТЭ-25У |
Машпроекг, г.Николаев |
Авиадви-гатель, г.Пермь |
Сатурн-Люлька, Москва |
ЦИАМ Союз, Москва |
Гранит, Москва |
Авиадви-гатель, г.Пермь |
Маш-проект, г. Николаев |
СНТК Двигатели НК, г. Самара |
ТМЗ, Екате-ринбург |
||
1992 |
1993 |
1996 |
1996 |
1995 |
1997 |
1999 |
1995 |
1995 |
н.с. |
проект |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
- 3 |
3 |
4 |
4 |
1 |
7 + 9 2 + 2 3 |
9+10 1 + 1 4 |
14 2 3 |
4 + 9 1 + 1 Н.С. |
1+1 2 4 |
14 3 3 |
3+12 2+1 3 |
9 + 9 1 + 1 4 |
3 + 5 + 7 1 + 1 + 1 3 4 |
16 4 |
|
15,8 |
17,5 |
16,0 |
20,0 |
20,0 |
20,65 |
25,0 |
27,5 |
25,0 |
30,2 |
31,2 |
31,0 |
35,0 |
37,5 |
36,5 |
31,5 |
32,6 |
39,0 |
36,0 |
36,4 |
37,3 |
31,7 |
15,8 |
19,6 |
19,6 |
21,0 |
10,2 |
- |
28,5 |
21,8 |
23,1 |
25,6 |
- |
870 365 |
1076 432 |
1143 466 |
1250 520 |
980 450 |
- |
1239 448 |
1227 485 |
1147 428 |
1219 455 |
1060 466 |
98,0 |
72,0 |
57,0 |
61,0 |
96,5 |
100 |
82,0 |
87,5 |
102,0 |
110,0 |
125 |
27,3 |
26,5 |
21,9 |
26,9 |
35,5 |
30 |
38,8 |
35,4 |
35,1 |
41,0 |
48,0 |
- |
12,8 |
4,0 |
5,1 |
6,7 |
3,2 |
5,25 |
16,0 |
9,15 . |
9,15 |
50 |
30 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
15,9 2,0 3,4 |
20,8 2,0 3,6 |
7,0 3,2 3,8 |
4,7 2,3 2,1 |
13,0 4,0 3,5 |
- - - |
- - - |
6,4 2,0 2,4 |
6,13 2,2 2,2 |
6,13 2,2 2,2 |
8,4 5,2 3,5 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.