Ботаника: Справочные материалы для написания контрольных работ, страница 14

Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает. Этот процесс активирует вещества и ферменты, которые выделяет рыльце. Через одну из пор наружной оболочки пылинки выпячивается внутренняя, образуя пыльцевую трубку, в нее в направлении семяпочки вначале продвигается вегетативная клетка, которая создает питательную среду для половых клеток, а за ней два спермия, возникшие в результате деления генеративной клетки.

Пыльцевая трубка с двумя спермиями входит через пыльцевход в семяпочку. Пыльцевая трубка вскрывается, в зародышевом мешке один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, из которой впоследствии развивается зародыш. В зиготе восстанавливается двойной набор хромосом – диплоидный, сочетающий          наследственные задатки материнского и отцовского организмов. Второй спермий сливается с вторичным ядром зародышевого мешка, образуя триплоидное ядро. Из данной клетки развивается триплоидный эндосперм. В этом и состоит сущность двойного оплодотворения цветковых растений, которое впервые описал русский ученый С.Г.Навашин (1898 г.). В результате этого не только клетки зародыша, но и клетки эндосперма формируются под влиянием и отцовских и материнских задатков.

Образование плодов и семян

В результате двойного оплодотворения в цветке происходит ряд изменений: листики, тычинки, чашелистики засыхают, а завязь разрастается и превращается в плод. Иногда в образовании плода участвуют основания тычинок, цветоложе, околоцветник.

Из стенки завязи формируется околоплодник, внутренний слой его может      одревесневать (вишня, слива). Под защитой околоплодника из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, у которого образуются семядоли (одна или две), зародышевый стебелек, корешок и почка.

Плоды отличаются большим разнообразием и могут быть классифицированы по разным признакам. Различают:

Настоящие (истинные) – развиваются из завязи пестика (слива, вишня).

Ложные – кроме завязи в образовании плода принимают участие и другие части цветка: цветоложе, околоцветник. Земляника – мякоть формируется из цветоложа; яблоко, айва, груша – из цветоложа, основания тычинок, лепестки, чашечки.

Простые – если в цветке только один пестик (зерновка, боб, костянка).

Сложные – если цветок имеет несколько пестиков (малина, ежевика).

Сухие – содержат до 12 % воды.

Сочные – содержат до 85 % воды.

На сухие и сочные плоды делятся не только в зависимости от содержание в них воды, но и от строения околоплодника. Сочные – плод ягода (помидор, виноград), сухой плод – костянка (вишня, слива).

По количеству семян различают: односемянные – в завязи одна семяпочка (желудь, лесной орех, вишня) и многосемянные – в завязи развивается много семяпочек (мак, огурцы, горох).

Раскрывающиеся (боб, стручок, коробочка) и нераскрывающиеся (желудь).

Приспособления для распространения плодов и семян:

-  при помощи ветра – семена легкие, снабжены волосистыми хохолками (одуванчик), крыловидными придатками (береза, ясень).

-  активное вскрывание плодов (горох, акация).

-  при помощи воды – плоды обладают плавучестью (осока, кокосовая пальма).

-  животными – это съедобные плоды и семена, привлекающие животных, семена противостоят пищеварительным сокам, часто обладают различными прицепками, позволяющими прикрепляться к меху животных и т. д.

Значение: зерновые, овощные, технические, лекарственные и другие культуры.

Соцветия и их биологическое значение

Есть растения, у которых цветки развиваются по одному на концах побегов или в пазухах листьев – это одиночные цветы. У других цветки собраны в соцветия. Соцветие – группа из нескольких цветков, расположенных на одном цветочном стебле или цветоножке, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Различают: