МIНIСТЕРСТВО ОСВIТИI НАУКИ УКРАЇНИ
НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
КОРАБЛЕБУДУВАННЯ
імені адмірала Макарова
Кафедра електро- обладнання суден
ІНДИВІДУАЛЬНИЙ КОМПЛЕКТ
навчально-методичних матеріалів
з дисципліни: Надійність та технічна діагностика
електрообладнання
Студента групи________________________________
з спеціальністей: 8.092201 "Електричні системи і комплекси транспортних засобів";
7.092203 " Електромеханічні системи
автоматизації та електропривод".
Викладач: В.В.Краснов
Рекомендовано методичною радою ІЗДО,
як навчальний посібник
Миколаїв 2005
©
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАДЕЖНОСТИ
Как наука теория надежности была создана в 50-е годы XX-го столетия. Обилие терминов, не всегда понимаемых однозначно начинающими исследователями, может приводить к некорректным постановкам задач и ошибочным выводам, поэтому необходимо при расчетах показателей надежности ознакомиться с предписанными толкованиями терминов показателей надежности сложных систем.
1.1 Основные понятия и определения
В теории надежности подсистемой понимают совокупность составляющих ее устройств, функционирование которых подчинено одной общей задаче. Для СЭЭС такой задачей является генерация электрической энергии, передача ее в узлы потребления и преобразование электрической энергии в другие виды энергии.
Части системы, способные самостоятельно выполнять локальные функции, называютэлементами (генераторы, трансформаторы, распределительные устройства и т. д.).
С методологической точки зрения соотношение понятий система и элементы, как целого и части, носит условный характер и во многом определено постановкой задачи исследования. Например, дизель-генератор (ДГ) может рассматриваться как один элемент.
В тех случаях, когда рассматриваемые свойства или показатели надежности в равной степени применимы к системе, ее подсистеме или элементу, используют обезличенный термин — объект.
По теории надежности объект должен выполнять определенные функции, утрата которых приводит к появлению отказа. На оси времени точка, соответствующая появлению отказа, трактуется как случайное событие.
Работоспособное состояние СЭЭС обычно представляют в виде вектора параметров. Достаточно одному из параметров выйти за допустимые пределы, чтобы возникло нарушение работоспособного состояния. Отказы подразделяются на: полные и частичные, внезапные и постепенные, устойчивые и сбои, независимые и зависимые.
Кроме того, объекты дискретного действия могут иметь: отказы срабатывания, ложные срабатывания и излишние срабатывания, когда объект срабатывает при подаче команды на другие объекты. Например, при отключении обмотки реле, обладающей большой индуктивностью, запасенная в ней энергия магнитного поля может распространиться по линии питания и вызвать излишние срабатывания других реле.
Если объект может быть восстановлен после отказа в течение регламентированного времени ремонта, то такой объект называют восстанавливаемым, в противном случае — невосстанавливаемым.
Охарактеризовать восстанавливаемый объект можно потоками отказов и восстановлений, следующих через случайные интервалы времени.
Будучи случайными событиями, потоки отказов обладают всеми свойствами таких событий. Поток называется стационарным, если вероятность появления n событий на интервале времени зависит от величины этого интервала. Для ординарных потоков вероятность появления на интервале, стремящемся к нулю, более одного события тоже стремится к нулю. Поток без последействия характеризуется независимостью числа событий на любых непересекающихся интервалах. Пуассоновскими называют ординарные потоки без последействия, которые могут быть стационарными (простейшими) и нестационарными.
В теории надежности СЭЭС обычно имеют дело с пуассоновскими простейшими потоками отказов.
Объем выполненной объектом работы характеризует термин наработка.
Предельное состояние объекта — это состояние, при котором прекращается его эксплуатация из-за: неустранимого отказа, необходимости проведения регламентных работ, нарушений техники безопасности.
Надежность может включать в себя свойства: безотказность — сохранение работоспособности в течение наработки или времени; долговечность — сохранение работоспособности до наступления предельного состояния; ремонтопригодность — приспособленность к предупреждению и обнаружению причин появления отказов и устранению их последствий.
Характер причин отказов СЭЭС можно разделить с точки зрения источников на два класса: нарушение работоспособности элементов, входящих в систему; ошибочные или вынужденные действия вахтенных.
Первые причины называют еще аппаратными, а вторые — эксплуатационными.
Аппаратные причины отказов по времени их проявления разделяют на отказы периодов: приработки, когда появляются ошибки, допущенные при разработке, изготовлении и монтаже;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.