1 История развития психологии и педагогики.
Педагогика как наука о формировании личности появилась с возникновением человечества. Возникновение научной психологии связано с открытием в конце 19 века в г. Лейбциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории (основал Вильгельм Вундт).
От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса - с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания - с другой. Также Декарт подходит к изучению аффектов - явлений, которые он считает непосредственно связанными с телесными воздействиями. Декарт резко противопоставляет в заостренном дуализме душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя - субстанция протяженная (и не мыслящая) и душа - субстанция мыслящая ( и не протяженная).
Материалисты (начиная с Т. Гоббса) попытаются свести психическое к физическому, духовное к материальному; идеалисты - материальное - к духовному, физическое - к психическому. Из общего образа жизни, каким оно было у Аристотеля, душа, дух превращается в специальный принцип сознания. Важное течение принес с собой Лейбниц.для Декарта все в природе сводится к протяженности, основное для Лейбница – это сила. В центре его психологической системы – понятие апперцепции. Он оказал в дальнейшем существенное влияние на И.Канта, И.Ф. Гербарта и В.Вундта. у Г. Лейбница же в его «бесконечно малых» перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.
Затем появляется «психология способностей» (И.Н. Тетенс), единственное ее нововведение, оказавшее влияние на дальнейшую психологию, это трехчленное деление психических явлений на разум, волю и чувство.
Радикальный сенсуалистический материализм зарождается с появлением капиталистических отношений в наиболее передовой стране того времени - Англии. Выдвигается два принципа. Первый - это принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания; второй – это принцип атомизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить их из связи этих элементов.
Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической философии получают у Дж. Локка .(1632 – 1704). Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанций, в локковской теории познания ведется в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию. У Локка оформляются основы новой «эмпирической психологии».предметом психологии является, по Локку, внутренний опыт; внутренний опыт познается путем рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом; эта рефлексия дает нам «внутренне непогрешимое восприятие своего бытия»: такова локковская транскрипция декартовского «я мыслю, значит, я существую».
В начале 18 века большое значение получат принцип атомизма. Он поучает свою конкретную реализацию в психологии в учении об ассоциациях. Основоположниками этого ассоциативного направления в психологии, оказавшихся одним из наиболее мощных ее течений, являются Юм и Гартли.
В 18 секе для психологии были созданы философские основы, на которых затем в середине 19 века было воздвигнуто здание психологической науки.
Из философов начала 19 века известен И.Ф.Гербарт. он развивает свои идеи в интересах педагогики, которую он стремится обосновать как науку, основывающуюся на психологии, Гербарт хочет превратить психологию в «механику представлений». Он попытался ввести в психологию метод математического анализа.
В 19 веке активно стала изучаться физиология, она также воспринималась как составная психологии, доказывалось влияние этих двух составляющих (душа и тело) друг на друга. Результатом всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и систематизировал в психологическом плане в своих «Основах физиологической психологии» (1874) В.Вундт.
Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела к развитию прежде всего зоопсихологии.
В годы, следующие за окончанием первой мировой войны, кризис принимает острые формы. Сознание низводится на роль маскировочного механизма, лишенного реального влияния на поведение, управляемое бессознательными влечениями (З.Фрейд). Наряду с этим механицизм принимает крайние формы, приходя к полному отрицанию психики и сознания человека; человеческая деятельность сводится к совокупности неосознанных рефлекторных реакций (поведенческая психология).
Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология - рефлексология в России и бихевиоризма в Америке. Русская рефлексология (В.М. Бехтерев) сложилась на основе изучения физиологии нервной деятельности. Американский бихевиоризм сформировался в Америке на рубеже 20 века в основе исследований поведения животных (Э.Л.Торндайк).вскоре бихевиоризм смог опереться на работы И.П.предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Павлова об условных рефлексах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.