Социальной перцепцией называется процесс восприятия социальных объектов - другие люди, социальные группы и общности. В ходе межличностной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытку понять причину его поступков и прогнозировать его поведение и попытку построения собственного поведения.
Нарушения межличностного восприятия.
В современной психологии исследованы три эффекта:
1. Эффект ареала или голос-эффект
2. Эффект новизны и первичности
3. Эффект или явление
Эффект ареала заключается в формировании специфической обстановки на объект через направленное и приписывание ему определенных качаств. Информация, полученная о каком-то человеке накладывается на образ, заданный заранее.
Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда незнакомый человек воспринимается. Он состоит в том, что при противоречивых после первой втречи данных об этом человеке информация, которая была получена ранее воспринимается как более значимая и оказывает большое влияние на общее впечатление о человеке.
Эффект новизны заключается в том, что более новая информация оказывается более значимой и действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект или явление стереотипизации. Это устойчивый образ к-л явления и человека, которым мы пользуемся как определенным сокращением при взаимодействии с этим человеком. Как правило стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прочного в результате стремления делать к-л выводы в условиях ограниченной информации. Обычно стереотип возникает относительно к-л групповой принадлежности. Чаще всего мя приобретаем стереотип от той группы, которой принадлежим. Особенно от людей с уже сложившимися стереотипами, а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представления о тех группах людей, о которых мы не имеем больше информации, т.е. стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта.
Само явление по себе стереотипизации не хорошо, не плохо - нейтрально. С одной стороны явление стереотипизации может привести к определенному упрощению при взаимодействии людей. Во втором случае стереотипы ведут к возникновению предубеждений, если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт был негативным, то всякое новое восприятие представлением той же группы окрашивается отрицательными тонами.
Каузальная атрибуция.
Это изучение попытки обысного человека понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Т.е. люди, познавая друг друга стремятся к познанию причин поведения, опираясь на ту информацию, которую могут получить о предметах и явлениях. Однако если информация оказывается недостаточной, а потребность сделать причинный вывод остается, то человек здесь начинает искать не столь истинные пичины, сколько приписывает их к интересующему объекту. Суть заключается, что все свои успехи и достижения мы приписываем своим личностным особенностям, а все свои неудачи какими-то внешними обстоятельствами.
Роль их значения установки при восприятии человека человеком.
Установка является важным фактором, определяющим межличностное восприятие. В психологии установки подразделяются на важные и второстепенные. Экспериментально доказано, что сходство в установках усиливает чувстсво симпатии к мнимым незнакомцам, причем симпатия в большей мере проявляется тогда, когда сходство проявляется по важным качествам, а различия – по второстепенным.Т.е. человек оценивает не только свои качества и качества других людей как положительные и отрицательные, но и как важные, значимые и второстепенные. Большое значение при восприятии людьми друг друга имеет наличие установки у субъектов восприятия относительно воспринимаемого особенно при формировании первого впечатления о человеке.
В формировании предубеждений связано с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим людям, но из всей информации об интересующих нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь те, которые согласуются с нашими убеждениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.