История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 7

Само явление по себе стереотипизации не хорошо, не плохо -  нейтрально. С одной стороны явление стереотипизации может привести к определенному упрощению при взаимодействии людей. Во втором случае стереотипы ведут к возникновению предубеждений, если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт был негативным, то всякое новое восприятие представлением той же группы окрашивается отрицательными тонами.

Каузальная атрибуция.

Это изучение попытки обысного человека понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Т.е. люди, познавая друг друга стремятся к познанию причин поведения, опираясь на ту информацию, которую могут получить о предметах и явлениях. Однако если информация оказывается недостаточной, а потребность сделать причинный вывод остается, то человек здесь начинает искать не столь истинные пичины, сколько приписывает их к интересующему объекту. Суть заключается, что все свои успехи и достижения мы приписываем своим личностным  особенностям, а все свои неудачи какими-то внешними обстоятельствами.

Роль их значения установки при  восприятии человека человеком.

Установка является важным фактором, определяющим межличностное восприятие. В психологии установки подразделяются на важные  и второстепенные. Экспериментально доказано, что сходство в установках усиливает чувстсво  симпатии к мнимым незнакомцам, причем симпатия в большей мере проявляется тогда, когда сходство проявляется по важным качествам, а различия – по второстепенным.Т.е. человек оценивает не только свои качества и качества других людей как положительные и отрицательные, но и как важные, значимые и второстепенные. Большое значение при восприятии людьми друг друга имеет наличие установки у субъектов восприятия относительно воспринимаемого особенно при формировании первого впечатления о человеке.

В формировании предубеждений связано с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим людям, но из всей информации об интересующих нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь те, которые согласуются с нашими  убеждениями.

Формирование первого впечатления о человеке. В психологии наиболее описано  3 фактора формирования первого впечатления.

1  фактор: фактор превосходства. Это восприятие в ситуации неравенства партнеров, т.е. человек, превосходит нас по к-л важному параметру оценивается нами  гораздо выше и по другим параметрам. Происходит его общая личностная переоценка.

2 фактор: фактор привлекательности. В основе него лежит характер отношения к партнеру по  общению. Суть: внешнепривлекатльного человека люди также склонны переоценивать и по другим важным для них социально-психологическим параметрам.

3 фактор: фактор отношения к наблюдателю. Он заключается в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи  мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Механизм межличностного восприятия.

К механизмам межличностной перцепции относятся:

+механизм и понимание друг друга (эмпатия и идентификация)

+механизм познания самого себя (рефлексия)

+установление  эмоционального отношения к человеку (аттракция)

Эмпатия – сопереживание – это  стремление человека эмоционально откликнуться  на переживание другого человека, способность к сопереживанию – способность понятия, что испытывает человек.

Идентификация – это полное отождествление себя с другим человеком.

 Механизм рефлексия – осознание того, как ты воспринимаешься в глазах партнера по общению. S↔S.

4. Темперамент. Понятие, проявление, типология, физиологические основы. Темперамент и характер.

План.

1.  Буморальные теории темперамента

2.  Конституциональные теории темперамента.

3.  Новое время (теория)

Темперамент – совокупность характеристик нервной системы индивида. Знание темперамента конкретного индивида позволяет понять другому человеку природу поступков и действий этого человека. «Почему человек в конкретной ситуации выбирает тут или иную модель поведения?»