История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного, страница 12

2. Эстетические -  это отношение человека к прекрасному (уродливому), связанное с пониманием красоты, гармонии, чего-то красивого или уродливого. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до эстетического восторга. К этой группе относят  и чувство юмора.

Чувство юмора может быть врожденным, а может быть показателем интеллектуального развития личности, её культурным уровнем.

3. Понятие о способностях и задатках. Актуальные  проблемы психологи способностей.

Направленность и способности личности.

 Вопрос о направленности личности,  о ее потребностях, мотивах, интересах и способностях всегда был одним из самых важных в психологии.

В основе направленнсоти  личност лежат  потребности, которые  являются главным  источником активности  человека.

Потребности -  осознание и переживание  человеком нужду в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

Однако в психологии необходимо разделять  потребностей и нужды.

Нужда -  объективная необходимость, которую сам человек может не осознавать  и не переживать.

+ Возникшие потребности побуждают  личность к активному поиску путей ее удовлетворения, а также становится внутренним  побудителем его деятельности.

Органические потребности есть у человека и у животного. Главная особенность человеческих потребностей -  их фактическая ненасыщенность. Одну и ту же потребность  нельзя удовлетворить раз  навсегда.

  Будучи удовлетворенной возникает вновь, развивается и побуждает человека к определенным действиям ( активности).

 В развитии личности огромную рол  сыграли  духовные потребности. Эти потребности присущи всем людям в той или иной мере, но уровень их развития и соотношения друг с другом неодинаков. Каждого человека характеризует неповторимое  сочетание потребностей. Большинство потребностей лежат в основе интересов, т.е. мы интересуемся теми предметами или явлениями, которые могут  удовлетворить ту или иную потребность.  Также интерес может выступать как мотив деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть мотивирована у разных людей  разными интересами и может удовлетворять различные потребности.

Различают интересы:

+непосредственные

+опосредованные.

Непосредственные интересы -  прямо связаны  с к-л потребностью.

Опосредованные -  косвенно связаны с к-л потребностью.

 Интерес возникает также в том случае, когда личность связывает свои дела и поступки с интересами общества или коллектива.

Если интересы выражают потребность в определенных знаниях (жажда знаний), то возникает сторона  направленности личности -  склонности.

Склонность -  стремление заниматься определенной деятельностью, а также жажда деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе  устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать  в этом направлении.

Если склонность проявляется  в детстве, то это может свидетельствовать о таком свойстве личности, как способности.            

Если интересы и склонности характеризуют личность  со стороны ее направленности, со стороны того вида деятельности, которой человек занимается, о от способностей зависит качество выполняемой деятельности, ее успешность и  уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Три основных признака способностей:

1. под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого

2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения к-л  вида деятельности или многих деятельностей.

3.Способность не сводится к тем  знаниям, умениям, навыкам,  которые уже выработаны у данного человека.

Классификация способностей.

1. Уровень развития  - задатки.

Задатки  -  наследственное  свойство центральной нервной системы человека. Задатки могут развиваться в различных направлениях. Однако даже самые препростые задатки сами по себе не обеспечивают к-л высоких достижений.