5). Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способность сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека составляет 7+ 2 единиц информации.
Виды внимания
1. Природное внимание дано человеку с рождения в виде избирательной способности реагировать на внешние или внутренние стимулы, которые несут элементы информационной новизны.
2. Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания и связано с волевой регуляцией поведения.
3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено.
4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств ( жестов, слов, предметов, указательных знаков).
5. Непроизвольное внимание не связано с участием воли.
6. Произвольное внимание включает волевую регуляцию.
7. Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
8. Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
12 Память. Ее сущность и виды в сравнении. Память и мышление.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след: сохраняются и закрепляются , а при необходимости и возможности воспроизводятся - эти процессы называются памятью.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Без постоянного обновления такого опыта его воспроизводство в определнных условиях наш организм не смог бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня она достигает у человека.
У дочеловеческих организмов есть два вида памяти: 1. генетическая 2. механическая.
Генетическая: проявляется в процессе передачи генетическим путем жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Механическая память выступает в форме способности к научению, приобретению жизненного опыта, который иначе как в самом организме нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
У человека есть три вида памяти.
1. Произвольная: связана с широким волевым контролем.
2. Логическая: связана с употреблением логики
3. Опосредованная память: связана с использованием разнообразных средств запоминания.
! Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий следующие функции:
1. запоминание
2. сохранение
3. воспроизведение
Психологические закономерности памяти
Сравнительно простые события в жизни, которые производят сильное впечатление на человека могут запомниться сразу прочно и надолго. Более сложные и менее интересные события человек может переживать несколько раз, но в памяти они могут не запечатлеваться.
При запоминании длинного ряда лучше всего запоминается его начало и конец (эффект края).
Память человека связана личностью таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются его изменением памяти.
Память у человека теряется и восстанавливается по донному и тому же закону. При потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления. При восстановлении памяти дело идет наоборот.
Явление релинисценции – это улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его дополнительных повторений. Чаще всего она происходит на 2, 3 день после выучивания релинисценция объясняется тем, что со временем логические смысловые связи становятся более ясными и отчетливыми.
4. Виды функций и психологическая структура общения.
Общение, как межличностное взаимодействие.
У человека поиск контактов с людьми связан с потребностью в общении. Причем потребность в общении у человека является самостоятельным внутренним стимулом и не зависит от других потребностей. Она возникает у человека с рождения и наиболее отчетливо проявляется в 1,2-2 месяца. В процессе общения большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. это явление получило название социальной перцепцией.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.