Целостная психология возникла можно сказать благодаря Лейпцигской школе. Она исходит из мистического, иррационалистического идеализма, она ведет свое происхождение от немецкой романтики религиозной мистики. Психика сводится к чувствоподобному переживанию.
Большое влияние оказал и В.Штерн в своей персоналистической психологии вместо признания психофизического единства выдвигает принцип психофизической нейтральности: личность и ее акты не могут быть отнесены ни к психическим, ни к физическим образованиям.
2 Основные направления в психологии.
1). Классический психоанализ (основатель З. Фрейд) – это один из первых психологических теорий, давшая объяснение причинного характера поведения человека.
Базовая идея в следующем - причины вытесненыв в результате каких-то других причин бессознательно, продолжают оказывать в лияние на поведение. В научном творчестве Фрейда можно выделить три этапа:
1. Связан с разработкой модели психологической травмы.
2. этап, здесь описаны основные фундаментальные работы: «Толкование сновидения», «Три очерка по теории сексуальности»,»Влечения и их судьба».
На этом этапе детская сексуальность стала составной частью психоанализа. В этом периоде Фрейд выделил следующие течения:
1. Либидо (эрос) - стремление к продолжению рода, сексуальные устремления.
2. Танатос (мартидо) – стремление к разрушению, страх к смерти (стремление к смерти).
3. «Я и оно», «По ту сторону принципа удовольствия» - на этом этапе Фрейд разработал структурную модель психологии и выделил такие элементы психологии как:
1. Ид (оно) – бессознательное человека
2. Эго (я)
3. Супер-эго (сверх-я)
Понятие «влечение» означало для Фрейда двойственность течений и ментальных явлений (органического и психологического). В силу этого на разных стадиях развития личности психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной зоны.
Фрейд выделил 4 полноценные стадии развития личности:
1. Оральная
2. Анальная
3. Фаллическая
4. Генетальная
Теория Фрейда имела огромное значение для развития психологии 20 века, поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее психологических-составляющих.
2). Аналитическая психология Юнга (К.Г. Юнг - последователь Фрейда). Юнг различал следующие слои в структуре психологии:
1. Эго – как центр сознания.
2. Сознание
3. Личное бессознательное.
4. Коллективное бессознательное
Эго – это комплекс представлений, которые кжутся личности непрерыными и идентичными.
Сознание здесь - функция или деятельность, которая поддерживает психологического и эго.
Личное бессознательное – (=ид) включает в себя содержания, которые не является неосознанными, но которые легко могут быть осознанными, а также комплексы (это отколовшаяся душевная часть личности, которая функционирует самопроизвольно и автономно.
Коллективное бессознательное – это врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает уникальной структурой и не имеет содержания индивидуального опыта человека.
Архетип (наследственно передаваемые идеи)
Все люди обладают следующими пятью архетипами:
1. Архетип Персона (маска) – то, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих нас людей.
2. Анима – это женское начало в мужском.
3. Анимус – мужское начало в женском.
4. Тень - то, чем, куда вытесняются все наши негативные мысли, чувства стремления, поступки, желания.
5. Самость – центральный архетип по Юнгу. Это представление о целостности, полноте, стремлении к внешней и внутренней гармонии, единство всех противоположностей.
Юнг утверждал, что психологическое развитие человека продолжается в течении всей жизни , называется индивидуализацией – это процесс сознательного принятия и развития врожденных потенциалов психики.
3). Индивидуальная психология Адлера
Основные отличия теории Адлера от Теории Фрейда:
1. Целевой детерминизм
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.