Формирование первого впечатления о человеке. В психологии наиболее описано 3 фактора формирования первого впечатления.
1 фактор: фактор превосходства. Это восприятие в ситуации неравенства партнеров, т.е. человек, превосходит нас по к-л важному параметру оценивается нами гораздо выше и по другим параметрам. Происходит его общая личностная переоценка.
2 фактор: фактор привлекательности. В основе него лежит характер отношения к партнеру по общению. Суть: внешнепривлекатльного человека люди также склонны переоценивать и по другим важным для них социально-психологическим параметрам.
3 фактор: фактор отношения к наблюдателю. Он заключается в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.
Механизм межличностного восприятия.
К механизмам межличностной перцепции относятся:
+механизм и понимание друг друга (эмпатия и идентификация)
+механизм познания самого себя (рефлексия)
+установление эмоционального отношения к человеку (аттракция)
Эмпатия – сопереживание – это стремление человека эмоционально откликнуться на переживание другого человека, способность к сопереживанию – способность понятия, что испытывает человек.
Идентификация – это полное отождествление себя с другим человеком.
Механизм рефлексия – осознание того, как ты воспринимаешься в глазах партнера по общению. S↔S.
5. Понятие педагогического общения. Его виды, свойства, характеристика.
Общение, как межличностное взаимодействие.
У человека поиск контактов с людьми связан с потребностью в общении. Причем потребность в общении у человека является самостоятельным внутренним стимулом и не зависит от других потребностей. Она возникает у человека с рождения и наиболее отчетливо проявляется в 1,2-2 месяца. В процессе общения большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. это явление получило название социальной перцепцией.
Социальной перцепцией называется процесс восприятия социальных объектов - другие люди, социальные группы и общности. В ходе межличностной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытку понять причину его поступков и прогнозировать его поведение и попытку построения собственного поведения.
Нарушения межличностного восприятия.
В современной психологии исследованы три эффекта:
1. Эффект ареала или голос-эффект
2. Эффект новизны и первичности
3. Эффект или явление
Эффект ареала заключается в формировании специфической обстановки на объект через направленное и приписывание ему определенных качаств. Информация, полученная о каком-то человеке накладывается на образ, заданный заранее.
Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда незнакомый человек воспринимается. Он состоит в том, что при противоречивых после первой втречи данных об этом человеке информация, которая была получена ранее воспринимается как более значимая и оказывает большое влияние на общее впечатление о человеке.
Эффект новизны заключается в том, что более новая информация оказывается более значимой и действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект или явление стереотипизации. Это устойчивый образ к-л явления и человека, которым мы пользуемся как определенным сокращением при взаимодействии с этим человеком. Как правило стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прочного в результате стремления делать к-л выводы в условиях ограниченной информации. Обычно стереотип возникает относительно к-л групповой принадлежности. Чаще всего мя приобретаем стереотип от той группы, которой принадлежим. Особенно от людей с уже сложившимися стереотипами, а также от средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представления о тех группах людей, о которых мы не имеем больше информации, т.е. стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.