История развития психологии и педагогики. Основные направления в психологии. Виды функций и психологическая структура общения. Эмоциональные процессы и состояния. Сравнительный анализ поведения человека и животного

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Содержание работы

1 История развития  психологии и педагогики.

Педагогика как наука о формировании личности появилась  с возникновением человечества. Возникновение научной психологии связано с открытием в  конце 19 века в г. Лейбциге  первой в мире экспериментальной   психологической  лаборатории (основал Вильгельм  Вундт).

От  Декарта ведут свое начало важнейшие  тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса  -  с одной стороны, современное интроспективное  понятие  сознания  -  с другой. Также Декарт подходит к изучению аффектов -  явлений, которые он считает  непосредственно связанными с телесными воздействиями. Декарт резко противопоставляет в заостренном дуализме  душу и тело. Он признает существование  двух различных субстанций: материя -  субстанция протяженная (и не мыслящая) и душа -  субстанция мыслящая ( и не протяженная).

Материалисты (начиная с Т. Гоббса)  попытаются  свести психическое  к физическому, духовное к материальному; идеалисты -  материальное -  к духовному, физическое -  к психическому. Из общего образа жизни, каким оно  было у Аристотеля, душа, дух превращается в специальный принцип сознания. Важное течение принес с собой Лейбниц.для Декарта все в природе сводится к протяженности, основное для Лейбница – это сила. В центре его  психологической системы – понятие апперцепции.  Он оказал в дальнейшем  существенное влияние на И.Канта, И.Ф. Гербарта и В.Вундта. у Г. Лейбница же в его  «бесконечно малых» перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.

Затем появляется «психология способностей» (И.Н. Тетенс), единственное ее нововведение, оказавшее влияние на дальнейшую психологию, это трехчленное деление психических явлений на разум, волю и чувство.

Радикальный сенсуалистический материализм зарождается  с появлением капиталистических отношений в наиболее передовой стране того времени -  Англии. Выдвигается два принципа. Первый -  это принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания; второй – это принцип атомизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы, на атомы и объяснить их из связи этих элементов.

Дальнейшее развитие и непосредственное применение к психологии принципы эмпирической философии получают у Дж. Локка .(1632 – 1704). Критика умозрительного метода, направленного на познание субстанций, в локковской теории познания ведется  в интересах поворота от умозрительной метафизики к опытному знанию. У Локка оформляются основы новой «эмпирической  психологии».предметом психологии  является, по Локку, внутренний опыт; внутренний опыт познается путем рефлексии, отражения нашего внутреннего мира в себе самом; эта рефлексия дает нам  «внутренне непогрешимое восприятие  своего бытия»: такова локковская транскрипция  декартовского «я мыслю, значит, я существую».

В начале 18 века большое значение получат принцип атомизма. Он поучает свою конкретную реализацию в психологии в учении об ассоциациях. Основоположниками этого ассоциативного направления в психологии, оказавшихся одним из наиболее мощных ее течений, являются Юм и Гартли.

В 18 секе для психологии были созданы философские основы, на которых затем в середине 19 века было воздвигнуто здание психологической науки.

Из философов начала 19 века известен  И.Ф.Гербарт. он развивает свои идеи в интересах педагогики, которую он стремится обосновать как науку, основывающуюся на психологии, Гербарт хочет превратить психологию в «механику представлений». Он попытался ввести в психологию метод математического анализа.

В 19 веке активно стала  изучаться физиология, она также воспринималась как составная психологии, доказывалось влияние этих двух составляющих (душа и тело) друг на друга. Результатом всех этих исследований объединил, отчасти дальше развил и систематизировал в психологическом плане в своих «Основах физиологической психологии» (1874) В.Вундт.

Эволюционная теория, распространившаяся на психологию, привела к развитию прежде всего зоопсихологии.

В годы, следующие  за окончанием первой мировой войны, кризис принимает острые формы. Сознание низводится на роль маскировочного механизма, лишенного реального влияния на поведение, управляемое бессознательными влечениями (З.Фрейд). Наряду с этим механицизм принимает  крайние формы, приходя к полному отрицанию психики и сознания человека; человеческая деятельность сводится к совокупности неосознанных рефлекторных реакций (поведенческая психология).

Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология  - рефлексология  в России и бихевиоризма в Америке. Русская рефлексология (В.М. Бехтерев) сложилась на основе изучения физиологии нервной деятельности. Американский бихевиоризм сформировался в Америке на рубеже 20 века в основе исследований поведения животных (Э.Л.Торндайк).вскоре бихевиоризм смог опереться на работы И.П.предметом психологии бихевиоризм считает не сознание, а поведение. Павлова об условных рефлексах.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
165 Kb
Скачали:
0