Курс лекций по
ТММ.
Литература:
1. И.И. Артоболевский «ТММ» М-1988
2. Н.И. Левитский «ТММ» / Наука-1990
3. К.В. Фролов и др. «ТММ».
4. О.Н. и Н.И. Левитские «Курс ТММ».
5. Смелягин А.И. «Структура. Структурный анализ и синтез механизмов.» Новосибирск НГТУ 1987.
6. Смелягин А.И. «ТММ Курсовое проектирование». НГТУ 1998.
7. Мокренко А.Г. и др. «ТММ» «Синтез кулачковых и зубчатых механизмов». НГТУ 1984.
8. «ТММ Лабораторные работы» Еремин А.В. и др. НЭТИ 1988.
Введение.
Леонардо да Винчи впервые написал работы о ТММ.
Чебышев – российская школа (наряду с немецкой и английской).
Алгоритм создания машин и механизмов.
1. Разрабатывается техническое задание на проектирование машины и механизма.
Техническое задание – должно сформулировать входные и выходные данные о машине и механизме и условия работы (среды) в которых она будет работать.
2. Выбор структурной схемы будущей машины (этим занимается ТММ).
3. Анализ кинематики и динамики машины (ТММ).
4. Разработка систем управления машиной (ТММ).
5. Расчет на прочность элементов машин (ДМ и ОКМ).
6. Конструирование машин (ДМ и ОКМ).
7. Разработка моделей машин (СК).
8. Экспериментальное исследование (ТММ).
9. Проектирование и изготовление серийной машины (СК и ТММ).
10. Производство и эксплуатация машин.
ТММ – это название, которое относится к понятию научной дисциплины и учебному курсу.
ТММ – это научная дисциплина, которая занимается изучением методов анализа и синтеза машин и механизмов.
Решаются следующие проблемы:
· синтез машин и механизмов
· анализ машин и механизмов
· теория машин-автоматов
· специальные разделы
Проблемы синтеза состоят в разработке методов, или научных основ, выбора структурных или принципиальных схем будущих машин или механизмов, а так же определенных размеров их звеньев или кинематических пар.
Приемы анализа состоят в определении кинематических, динамических характеристик машины или механизма.
Приемы разработки машины-автомата состоят в разработке и реализации на уровне схематичного решения законов движения машин.
В специальных разделах курса ТММ решаются вопросы виброзащиты оператора, а также уравновешенности отдельных звеньев и машин на фундаменте.
ТЕРМИНОЛОГИЯ КУРСА.
Машина – это устройство предназначенное для передачи или трансформации энергии, движения, информации и предназначена для замены умственного и физического труда человека и животных. Машина обязана выполнять полезную работу.
Машины подразделяются на:
· рабочие
· энергетические (двигатели, генераторы)
· кибернетические
· информационные (ЭВЦ, ЭВМ, гибридные машины)
Назначение энергетических машин – вырабатывать или преобразовывать энергию.
Назначение рабочих машин – выполнять основную техническую функцию.
Кибернетические машины – машины оснащенные системой управления или искусственным интеллектом.
Информационные машины предназначены для преобразования различного вида информации и проведения вычислительных работ.
Механизм – система твердых взаимных между собой тел, которые под действием заданных силовых полей совершают необходимые или заданные зоны движения. Механизм не совмещает полезной работы. (механические часы). Машины и механизмы могут взаимно превращаться друг в друга.
Какими бы сложными не были машины и механизмы они состоят из звеньев и кинематических пар.
Звенья машин (механизмов). Все машины состоят из деталей.
Деталь – это простейшее тело, которое без дальнейшей разборки может выполнять свои функции.
Механизмы (машины) состоят из множества деталей. В ТММ не важно какие движения совершает эта деталь.
Деталь или совокупность деталей совершая один вид движения называется звеном.
Для простоты понятия машин все звенья и кинематические пары имеют условные изображения. Безмаштабное изображение машины в условных обозначениях называется структурной схемой.
Звенья механизмов на структурной схеме обозначаются арабскими цифрами, кинематические пары – большими латинскими буквами.
Структурная схема выполненная в масштабе называется кинематической схемой или кинематической моделью машины. Звенья механизмов разделяют на подвижные и неподвижные. Неподвижные звенья механизмов называются стойкой, на схеме она обозначена 0 или штриховкой. Стойка в машине одна, но присоединений к ней может быть несколько. Подвижное звено обозначается остальными арабскими цифрами не равными 0.
Звенья механизма делят на простые и сложные.
Звенья имеющие 1 или 2 внешние кинетические пары называются простыми.
Все остальные звенья – сложные, на схеме они заштриховываются.
Звенья также разделяют по числу вершин (внешних кинетических пар).
t=2 – двухвершинное, линейное.
t=3– трех вершинное, треугольное.
Звено имеющее максимальное число вершин в механизме называется базовым.
Звенья подразделяют на входные и выходные.
Входным называется то звено, закон движения которого считается известным. Выходным называется в механизме то звено, которое движется по заданному нами закону.
Все остальные звенья называются соединительными или промежуточными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.