.
4.8. ТУРБУЛЕНТНОЕ РАВНОМЕРНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ТРУБАХ
В турбулентном потоке скорость движения частиц жидкости непосредственно у стенки трубы равна нулю. За счет вязкости жидкости на стенке трубы образуется тонкий заторможенный слой, который называется пограничным слоем, скорость на границе которого составляет 98-99% от скорости потока.
Пограничный слой состоит из вязкого подслоя и переходного слоя, находящегося между турбулентным ядром потока и подслоем (рис. 4.10).
Рис. 4.10. Пограничный слой: 1 - вязкостный подслой; 2 - переходный слой; 3 - ядро
Внутри пограничного слоя может существовать как турбулентное, так и ламинарное движение в зависимости от числа Рейнольдса
, (4.88)
где - скорость на внешней границе пограничного слоя.
В турбулентном ядре в результате интенсивного перемешивания и пульсаций скоростей частиц жидкости распределение скоростей по живому сечению потока более ровное по сравнению с ламинарным режимом движения. Движение в ядре практически не зависит от вязкости, градиент скорости близок к нулю, и можно полагать, что оно практически соответствует движению идеальной жидкости. Как показали опыты, отношение средней скорости V к максимальной по центру трубы находится в пределах . Отношение скоростей возрастает с увеличением числа Рейнольдса (), при этом на отношение влияет шероховатость стенок трубы (рис. 4.11).
Теоретически и подверждено результатами опытов в трубах, что местная скорость соответствует средней скорости V в точке, находящейся на расстоянии от стенки трубы.
Рис. 4.11. Распределение скоростей в круглой трубе:
1 - эпюра скоростей при турбулентном движении;
2 - эпюра скоростей при ламинарном движении
Следует отметить, что коэффициент неравномерности распределения скоростей в трубе при турбулентном движении , тогда как при ламинарном движении . При решении различных гидравлических задач в случае турбулентного режима движения принимается .
Толщина подслоя, полученная теоретическим путем,
.
Таким образом, толщина вязкостного подслоя зависит от диаметра, числа Рейнольдса и коэффициента гидравлического сопротивления .
Проведенные исследования показали, что шероховатость внутренней поверхности труб влияет на распределение скоростей в живом сечении потока жидкости и на потери напора по длине.
Трубы изготавливаются из различных материалов (сталь, чугун, бетон, стекло, полимеры и т.д.). Способ изготовления и вид материала влияют на шероховатость трубы. Шероховатость определяется высотой выступов и неровностей на поверхности стенок труб. С течением времени на поверхности труб появляются ржавчина, коррозия, отложение солей и осадков, что также будет влиять на шероховатость.
Характеристикой, выражающей шероховатость, служит средняя высота выступов и неровностей. Такая средняя высота, выраженная в единицах длины, называется абсолютной шероховатостью и обозначается буквой . Фактически шероховатость поверхности неоднородна по длине труб. На распределение скоростей и потери напора влияет диаметр трубы при одинаковой абсолютной шероховатости. Поэтому для определения этого влияния шероховатости и диаметра d введено понятие относительной шероховатости трубы (рис. 4.12).
Как показали опыты с трубами, на потери напора влияет не только средняя высота выступов , но и степень, форма, густота и характер их расположения. Для упрощения влияния этих обстоятельств было введено представление об эквивалентной шероховатости . Эквивалентной шероховатостью называется высота выступов песчинок одинакового размера, при которой коэффициент гидравлического трения соответствует действительной естественной шероховатости трубы. Относительная эквивалентная шероховатость - .
На основании вышеизложенного можно считать, что при турбулентном движении потери напора по длине могут зависеть как от числа Рейнольдса Re, так и от относительной эквивалентной шероховатости .
Коэффициент гидравлического трения можно выразить в функциональном виде:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.