Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 9

В РЕДУКТОРАХ С ШЕВРОННЫМИ КОЛЕСАМИ осевые усилия, действую­щие на каждый полушеврон взаимно уравновешиваются на колееах и не передаются на опоры валов. Для обеспечения самоустановки зубчатых колес друг относительно друга опоры тихоходных валов выполняют фик­сирующими, других валов редуктора - "плавающими". Для последних це­лесообразны роликовые подшипники без бортов на наружном кольце, фиксируемом в корпусе редуктора (рис. 22). При этом вал в осевом направлении перемещается вместе с внутренним кольцом и роликами под­шипника. В тяжелонагруженных редукторах применяют двухрядные сфери­ческие шарикоподшипники, а в тихоходных редукторах - сферические ро­ликоподшипники и двухрядные конические роликоподшипники.

В СООСНЫХ РЕДУКТОРАХ опоры» как правило, выполняют по схеме "враспор". Варианты конструкций внутренних (сдвоенных) опор соос-ных валов приведены на рис. 23. Отверстие в корпусе редуктора под подшипники быстроходного I и тихоходного 2 валов целесообразно вы­полнять сквозным с применением кольца 3 (рис. 23 в,г), так как сту­пенчатая расточка отверстий (рис. 23 б) технологически, затруднитель­на. Кольцо с упорным буртом (рис. 23в) применяют при наличии осево­го усилия (косозубые передачи), действующего в сторону быстроходно­го вала. При этом корпус подшипника должен быть разъемным, что ус­ложняет конструкцию корпуса редуктора. Кольца без упорного бурта (рис. 23г) применяют в передачах с прямозубыми колесами, т.е. при отсутствии осевого усилия, так как при его наличии возможна перегрузка подшипника быстроходного вала.

I.I.2. ПОДШИПНИКОВЫЕ УЗЛЫ КОНИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ.

В узлах применяют: при высоких скоростях радиально-упорные ша­рикоподшипники, при средних и малых скоростях конические роликопод­шипники (рис. 26....29). Радиальные шариковые подшипники, имеющие малую осевую жесткость, практически не применяют.

Схемы установки подшипников быстроходных валов конических редук­торов приведены на рис. 24, конструкции подшипниковых узлов - на рис. 25...30. В конструкциях узлов на рис. 25,26 (схема 24а) осе­вую нагрузку воспринимают менее нагруженные радиальной нагрузкой подшипники I, что благоприятно для работы подшипников. Конструкции узлов на рис. 27-28 (схема 24 б) обладают жесткостью (опорная база l3 > l1 ) и допускают температурные удлиннения валов, что устраня­ет заклинивание подшипников. Возможна установка вала на подшипники.

центры тел качения, мм;  h - частота вращения подшипника, об/мин) представлены на рис. 13. При этом необходимо дополнительно учиты­вать: характер изменения нагрузки условия эксплуатации (вид смазки, характер окружающей среды, возможность попадания абразивных частиц и т.д.), стоимость подшипника, зависящую от класса точности, слож­ности конструкции, типа сепаратора и массовости выпуска подшипника.

1.2. Условныеобозначенияподшипниковкачения.

Отечественная система основных обозначений предусмотрена ГОСТ 3189-75 и предназначена в основном для подшипников, размеры которых определены ГОСТ 3478-68, а допуски на них - ГОСТ 520-59. Услов­ное обозначение предназначено для маркировки подшипника (обычно на торцовых поверхностях) при изготовлении, для указаний в технической документации и т.д. Оно состоит из цифр, наибольшее число которых - семь, меньшее - два. Каждая цифра или их сочетание характеризует определенный параметр подшипника в зависимости от места, занимаемо­го в условном обозначении (табл. 3).

Таблица 3.

№ п/п

Наименование параметра подшипника

Место в условном обозначении  (справа налево)

Пример условного обозначения

1

Внутренний диаметр:

d < 9 мм.

d = 10÷495 мм.

первое

первое и второе

102 5

20671 06

2

Размерная серия диаметров (сочетание d и D)

d ≤ 9 мм.

d ≥ 10 мм.

второе на третьем  “О”

третье

3

Тип

четвертое

4

Конструктивные особенности

пятое и шестое

5

Размериныная серия шир

седьмое