Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 6

Двухрядные радиальные подшипники с короткими цилиндрическим роликами (ГОСТ 7634-56) и с цилиндрическим отверстием (рис. 5.6, у.о. - 3282000) применяют при очень больших радиальных нагрузках, а с коническим отверстием (рис. 4.6, у.о. - 3182000) - для быст­роходных валов, требующих точного вращения (для шпинделей метал­лорежущих станков). Высокая точность обеспечивается технологичностью конструкции, регулированием зазора путем распора внутреннего

кольца и высокой жесткостью, связанной с большим числом ро-ликов, а быстроходность - рациональной формой тел качения, высокой точностью и совершенной конструкцией сепаратора.

Радиальныедвухрядныесферическиеподшипники (рис. 6,7) предназначены для восприятия радиальных (роликовые - особо больших) и небольших осевых нагрузок, допускают осевую фиксацию вала и зна­чительные (до 2° - 3°) перекосы колец вследствие несоосности отверстийпод подшипники и больших упругих деформаций валов. Дорожку качения наружного кольца выполняют сферической, что обеспечивает подшипнику самоустанавливаемость. Подшипники могут иметь цилиндрические (рис. б.а - ГОСТ 5720-51, у.о. - 1000; рис. 7,а - ГОСТ 5721-57, у.о. - 3000) и конические (рис. б.б - ГОСТ 8545-57, у.о. -11000; рис. 76 - ГОСТ 5721-57, у.о. - ПЗОО) отверстия внутреннего кольца. Последние устанавливают на конической шейке вала (оси) или на закрепительных втулках (рис. 6.6, 7в), что позволяет применять гладкие валы без заплечиков (судовые трансмиссии, вентиляторы). При трех и более опорах валов и при установке в одной опоре двух подшипников их способность самоустанавливаться теряется. Вследствие возрастающей точности изготовления деталей подшипниковых узлов применение шариковых (см.рис. 6) подшипников сокра-щается. Роликовые подшипники, вследствие "очень большой радиальной грузоподъемности, применяют в узлах, не требующих самоустановки (прокатные станы, редуктора, железнодорожные буксы, узлы тяжелого машиностроения и крановые и др.).

Игольчатыероликоподшипники (рис. 8) применяют при стесненных радиальных габаритах, при скоростях на валу до 5 м/с и при качательных движениях (поршневые пальцы, муфты карданных валов). Обладают высокой радиальной грузоподъем-ностью, осевые нагрузки не воспринимают. Подшипник работает в режиме качения в нагруженной зоне скольжения в ненагруженной, поэтому имеет повышенный коэффициент трения. Долговечность игл невысока. Подшипники выполняют: комплектные (ГОСТ 4657-62) с точеными наружными и внутренними кольцами (рис. 8.а, у.о. - 74000), со штампованным наружным (ГОСТ 4060

-60)кольцом (рис. 8.б, у.о. - 940); с точеным глухим наружным (ГОСТ 4060-60) кольцом (рис. 8.в, у.о. - 804000). Для максимального сокращения радиальных габаритов применяют комплект игл в сепараторе без колец. Поверхности вала и корпуса, играющих роль колец, закаливают до твердости HRC 60.

Радиально-упорные подшипники (рис. 9,10) предназначены для

1.2. МОНТАЖ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ

    Для подшипниковых узлов редукторов общего назначения применяют подшипники нормального (0) класса точности. Шероховатость   поверхностей вала и отверстия в корпусе редуктора в месте посадки подшипников должна соответствовать 7,8 классам (среднее арифмети­ческое отклонение профиляRa = 1,25...О,8 мкм). Выбор типа посадки зависит от величины, направления и характера нагрузок на узел, ти­па и размера подшипника, условий его эксплуатации, метода регули­ровки радиальных и осевых зазоров в подшипнике и условий сборки узла. Причем сопряжение внутреннего кольца подшипника с валом вы­полняют по переходным посадкам с гарантированным натягом, наружно­го кольца подшипника с отверстием в корпусе редуктора - по переход­ным посадкам, обеспечивающим небольшой натяг или зазор и позволяю­щим кольцу проворачиваться в корпусе. Это обеспечивает равномерный износ беговых дорожек подшипника.