6) опор, работающих в особых условиях (вода, агрессивные среды, загрязненная смазка, и т.д.), в которых подшипники качения неработоспособны;
7) опор, вспомогательных тихоходных малоответственных механизмов и др.
Работоспособность подшипника существенно зависит от точности
изготовления и качества сепаратора..
ГОСТом 620-71 установлено 5 классов точности:
- нормальный, применяют для валов общего назначения;
- повышенный, применяют для валов, требующих точного
- высокий, вращения (станки, приборы и др.) и для
- особо высокий, валов с особо высокими скоростями враще-
- сверх высокий, ния.
С повышением класса точности стоимость подшипника существенно возрастает: Класс точности
Класс точности |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Относительная стоимость |
1,0 |
1,3 |
2,0 |
4,0 |
10,0 |
В подшипнике без сепаратора тела качения набегают друг на друга. При этом кроме трения качения возникает и трение скольжения, поэтому увеличиваются потери на трение и износ подшипников. Сепа-ратор разделяет и направляет тела качения. При этом снижаются потери и износ. Сепараторы массовых подшипников изготовляют штампованными из стальной ленты. Для высокоскоростных подшипников м/с применяют массивные сепараторы из латуни, бронзы, дюралюминия
или пластмассы.
Основной материал колец и тел качения - это шарикоподшипниковые высокоуглеродистые хромистые стали ШХ15, ШХ15СГ (15-0, 15% хрома, 1-1,1 - углерода). Применяют цементуемые легированные стали 16ХГТ и 20Х2Н4А. Для работы при высоких температурах применяют теплостойкие стали 95X18, ЭИ347Ш и др., при требовании немагнитности - бериллиевую бронзу. Твердость колец и роликов HRС 60-65, шариков - HRС 62-65.
I.I. Классификация подшипников качения.
По форме тел качения подшипники делят на шариковые (рис 3,6, 9,11) и роликовые с роликами: цилиндрическими короткими (рис.1,б, 4,5)
гайкой I со стяжным винтом 2, при завинчивании которого возрастает сила трения в резьбовом соединении, препятствующая самоотворачиванию гайки I.
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВЫХ ЗАЗОРОВ-ФИКСИРУЩИХ ОПОР приведены на рис. 34: рис. 34а...г - осевым перемещением внешних колец подшипника, рис. 34д,е - внутренних колец подшипника.
Осевые зазоры в подшипниках регулируют: рис.34 а - подбором толщин металлических прокладок'I; способ достаточно точен при наличии четырех прокладок с толщинами 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм; рис.34б - гайкой I; рис. 34в - винтом I, ввинчиваемым во фланец 2; рис. 34г - винтом I и шайбой 2, самоустанавливающейся благодаря сферической поверхности винта I; этот способ точнее, чем в конструкциях на рис. 34 б,в; рис. 34 д - концевой шайбой I, под которую устанавливают набор прокладок 2;шайбу к валу крепят винтами (аналогично рис. ЗЗг или рис. ЗЗд); рис. 34 е - упорной гайкой I со стопорной шайбой 2.
Для облегчения перемещения внутреннего кольца подшипника по валу (рис. 34д,е) применяют посадки h6 или js6 (посадки несколько ослаблены по сравнению с обычной посадкой К6, рис. 34а...
При установке подшипников "враспор" осевые зазоры регулируют только в одной опоре; перемещением наружного кольца подшипника Сана- ' логично способам на рис. 34а...г).
При правильно отрегулированных подшипниках вал свободно проварачивается от руки.
1.3. СМАЗКА И УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ
Для смазки подшипниковых узлов редукторов общего назначения применяют: I. При dn300000 мм-об/мин жидкие масла ( d- внутренний диаметр подшипника, мм; n- частота вращения вала, об/мин) Для подачи масла в узел применяют масляную ванну (погружение подшипника в масло до центра нижнего тела качения), разбрызгивание . масла из общей масляной ванны зубчатыми колесами и циркуляционную смазку. При этом хорошо отводится тепло из рабочей зоны подшипника и вымываются продукты износа. Однако необходимы погружение з масло колес быстроходных ступеней и более сложная конструкция уплотняющих устройств.-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.