На рис. 9 представлены конструктивные разновидности шариковых подшипников. Подшипники по ГОСТ 831-54 (рис. 9.а, у.о. - 6000; рис. 9.б, у.о. при α =12°- 36000, α. = 26° - 46000, α= =36° -66000; рис. 9,з, у.о. при α =12°- 53600, α = 26° - 54600,α= 36° - 56600) применяются при средних и высоких частотах вращения, воспринимают осевую нагрузку в одном направлении (кроме радиальной) . Подшипники с одним разрезным кольцом по ГОСТ 8995-59(рис. 9.в, у.о. - II6000, рис. 9.г, у.о. - I26000) воспринимают осевую нагрузку в обоих направлениях, точно фиксируя зал. Подшипники сдвоенные по ГОСТ 832-65 (рис. 9.д,-у.о. при α= 12° - 236000
α= 26° - 246000 α= 36° - 266000; рис. 9.е, у.о. при α =12° -
- 336000, α= 26° - 346000, α= 36°- 366000; рис. 9.ж, у.о.
при α= 12°- 436000, α= 26°-446000, α= 36°-466000)
предназначены для восприятия значительных радиальных, осевых и комбинированных нагрузок в условиях высоких требований к жесткости.
Осевая грузоподъемность шарикоподшипников зависит от угла контакта и приведена в табл. I.
Таблица I.
№ |
Тип подшипника (условное обозначение) |
Угол контакта, α° |
Осевая грузоподьемность |
1 2 3 |
36000 46000 66000 |
12 26 36 |
до 70% от неиспользованной до 150% от неиспользованной до 200% от неиспользованной |
По быстроходности подшипники с малым углом α контакта не уступают радиальным однорядным подшипникам, с увеличением угла α их быстроходность снижается.
На рис. 10 представлены конструктивные разновидности роликовых конических подшипников: рис. 10.а - основная конструкция по ГОСТ' 333-59 (у.о. - 7000, применяется при низких и средних скоростях (15 м/с), отличается удобством сборки и разборки, регулировки зазоров и компенсации износа, угол контакта α = 10-16° ; рис. 10.б - подшипники по ГОСТ 7260-54 (у.о.- 27000) предназначены для восприятия особо больших осевых нагрузок, угол α= 25-30°
рис. 10.в - двухрядный подшипник по ГОСТ 6S64-68 (у.о. - 97000); рис. 10.г --четырехрядный подшипник по ГОСТ 8419-57 (у.о. - 7700).
Многорядные подшипники (см. рис. 10.в,г) применяют при особо больших радиальных (прокатные станы и т.д.) и двусторонних осевых нагрузках.
Осевая грузоподъемность конических роликоподшипников зависит от угла контакта α приведена в табл. 2.
Таблица 2.
№ |
Тип подшипника (условное обозначение) |
Угол контакта, α° |
Осевая грузоподьемность |
1 2 3 4 |
700 27000 97000 77000 |
10-16 25-30 10-16 10-16 |
до 70% от использованной радиальной нагрузки до 150% -//- до 40% -//- до 20% -//- |
Конические роликоподшипники обладают высокой радиальной и осевой жесткостью и поэтому применяются в качества опор шпинделей металлорежущих станков, в редукторах конических, червячных, цилиндрических средних и больших мощностей и т.д.
Упорныеподшипники предназначены для восприятия осевых нагрузок при средних (шариковые) и низких (роликовые) частотах вращения, применяются в крюках подъемных кранов, механизмах поворота кранов, домкратах и т.д. Их конструктивные разновидности представлены на рис. II и рис. 12: рис. II.а - однорядный подшипник по ГОСТ 6874-54 (у.о. - 8000), воспринимает односторонние нагрузки; рис. II.б -двухрядный подшипник по ГОСТ 7872-56 (у.о. - 38000), воспринимает двусторонние нагрузки, среднее кольцо закрепляется на валу; рис. 12.а - подшипник с бочкообразными роликами по ГОСТ 9912-62 (у.о. -39000), воспринимает и небольшие радиальные нагрузки; рис. 12,б -трехрядный подшипник с короткими цилиндрическими роликами (у.о. -9000); рис. 12.в - подшипник с коническими роликами по ГОСТ 5380-50 (у.о. - 19000).
Рекомендации [З] по выбору типа подшипника по заданным условиям работы, определяемым характером нагружения и величиной скоростного параметра dm n( dm - диаметр подшипника, проходящий через
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.