2. При dn 300000 мм об/мин, а также в труднодоступных местах, в
и длинными (рис. 1в), витыми (рис. 1.2) tконическими (*рис.1. д, 10, 12в), бочкообразными (рис. 1е, 10, 12.а) и игольчатыми (рис. 1ж, 8).
Шарикоподшипники быстроходные, предъявляют менее высокие требования к соосности расточек под подшипники и к жесткости валов, фиксируют вал в осевом направлении, воспринимают радиальную нагрузку и осевые силы з одном или обоих направлениях.
Грузоподъемность роликоподшипников на 70-90% выше, чем у шарикоподшипников. Однако подшипники с цилиндрическими роликами не воспринимают осевые нагрузки, а с коническими роликами, обладая высокой осевой и радиальной грузоподъемностью, менее быстроходны.
По числу рядов тел качения различают подшипники одно- (рис. 3,4..), двух- (рис. 5,6,7) и многорядные (рис. 10,2, 12.6).
По признаку самоустанавливаемости подшипники делят на само-устанавливающиеся сферические (рис. 6,7) и несамоустанавливающиеся (все кроме сферических).
По направлений действия воспринимаемых нагрузок подшип-ники делят на:
1. радиальные, воспринимающие радиальную и небольшую осевую (шарикоподшипник) нагрузку;
2.радиально-упорные, воспринимающие комбинированную радиальную и осевую нагрузку;
3. упорно-радиальные. предназначенные для большой осевой и небольшой радиальной нагрузки;
4. упорные, воспринимающие только осевую нагрузку.
По габаритным размерам подшипники разделяют на размерные серии: по радиальным размерам на 7 серий - сверхлегкие (2 серии), особо легкие (2 серии), легкие, средние, тяжелые; по ширине на 4 серии - узкие, нормальные, широкие и особо широкие (рис. 2). Наиболее распространены легкие и средние, узкие серии подшипников.
1.2. Основные типы подшипников и их характеристики
Радиальные однорядные подшипники (рис. 3,4) предназначены для восприятия радиальных нагрузок.
Шариковые (см.рис.З) подшипники могут воспринимать и осевые нагрузки, не превышавшие 70% от неиспользованной радиальной нагрузки (разности допустимой и воспринимаемой радиальными нагрузками), удовлетворительно работают при перекосе колеи 1/4°, являются наиболее массовыми. При повышенных зазорах между шариками и дорож-
ками качения колеи подшипники можно использовать, при больших частотах вращения, для восприятия чисто осевых нагрузок.
На рис. 3 представлены конструктивные разновидности радиальных однорядных шарикоподшипников: рис. За - основная конструкция по ГОСТ8З38-57 (условное обозначение - 0000), рис. З.б - с канавкой на наружном, кольце СГОСТ 2893-54.) для установочной шайбы (у.с, - 50000), упрощающей осевую фиксацию подшипника в корпусе, рис. 3. в (у.о. - 60000) и рис. З.г - (у.о. - 80000) - со стальными защитными шайбами ('ГОСТ 7242-54), предохраняющими от утечки смазки и от проникновения в рабочую полость избыточной смазки или посторонних веществ (пали, грязи, влаги), рис. 3.д (у.о. 160000) и рис. Зе (у.о. 980000) - с уплотнениями из набора металлических шайб и мембранного полотна или из шайб, облицованных методом вулканизации маслостойкой резиной (ГОСТ 9592-62), рис. З.ж,е (ГОСТ 4061-48) -с фетровыми уплотнениями, не нашли применения.
Подшипники с короткими цилиндрическими роликами (рис. 4) обладают одинаковой с шариковыми подшипниками быстроходностью, но большей (в 1,7 раза) радиальной грузоподъемностью.
На рис. 4 представлены конструктивные разновидности роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами по ГОСТ 8323-57 (рис. 4.а + 4.з) и по ГОСТ 5377-60: рис 4.а - основная конструкция (у.о. 2000), рис.4б - у.о. 2000, рис. 4.в - у.о. 32000, рис, 4.г - у.о. 42000, рис. 4.д - у.о. 92000, рис. 4.е - у.о. 52000, рис. 4.ж - у.о. 32000, рис. 4.г - 10200. Подшипники по рис. 4.а, 4.в допускают некоторое, осевое смещение колеи и поэтому удобны при больших температурных деформациях или при необходимости осевой самоустановки валов (шевронные зубчатые колеса). При необходимости осевой фиксации валов в одном направлении применяют подштанники с дополнительным буртом (рис. 4.6, 4.г) или с упорной шайбой (рис. 4.е), в двух направлениях - с дополнительным буртом и упорной шайбой (рис. 4.д, 4.ж) или со стопорными кольцами (рис. 4.3). Подшипники с одним кольцом (рас. 4.и) позволяют сократить радиальные габариты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.