Этапы развития управления
I этап. Тейлор. Этап анализа функции управления. Задачи: рационально определить функции управления, рационально распределить их между определенными подразделениями предприятия.
II этап. Наступил в конце 20-х начале 30-х годов, называется бихейваристским. Задача: сформировать систему стимулов, которая заставила работников работать более эффективно.
III этап. Наступил после окончания II Мировой Войны - называется кибернетическим. Задача: сформировать определенные представления о методах подготовки управленческих решений, подготовить техническую базу для обработки и хранения информации.
IV этап. Конец 70-х годов. Этап синтеза, когда все 3 основных составляющих: структурно-логический анализ, психология, математика начали превращаться в нечто.
Цели управления и задачи управления.
Отличие любой системы является наличие у этой системы цели, кот. он (человек) добивается.
Под субъектом управления понимают лицо, принимающее определенные решения в рамках организации.
Субъект может состоять либо из одного человека (главного менеджера) или из некоторого числа людей.
Под целью управления понимают определенное состояние или группу состояний которые желательно было бы достичь за определенный период.
С точки зрения точности формулировки цели выделяют несколько подтипов:
1.Точечная конкретная цель (предполагается, что организация достигает цели если в результате ее деятельности достигается точно-определенный результат)
2.Групповые конкретные цели (при таком определении цели в качестве целевого состояния допускается множество состояний, достижение одного из которых обеспечивается достижением соответствующей цели)
3.Нечеткие групповые цели (в этом случае достижение цели распадается как бы на 3 составляющих: есть достаточно яркая граница, когда цель точно не достигнута и когда цель точно достигнута и область между ними, когда непонятно достигнута цель или нет. В этой ситуации достижение конкретной цели определяется не априорно, а апостериорно.
4.Экстримальные цели (при формулировке целей как экстремальных целевая установка форм-ся как достижение max или min по одному или нескольким критериям в рамках имеющихся возможностей.
Вторая классификация цели это деление на:
1.формальные (дипломированные)
2.реальные цели организации
Под формальными понимают те цели, которые зарегистрированы в определенных документах, формирующих основу деятельности организации.
Формальные цели нужны при анализе для того, чтобы оценивать тот социально-психологический климат, те социально-психологические барьеры, которые реально существуют в рамках создаваемой организации.
Реальные цели, с учетом поправок на формальные, реализуются в структуре соответствующей организации.
Любая цель организации формируется в результате достаточно сильного конфликта, который имеется между тремя основными субъектами любой организации:
1.собственник предприятия, организации
2.менеджер организации
3.работники организации
Естественное стремление любого собственника - извлечение max дохода из имеющейся у него собственности, следовательно как можно больше урезать права менеджера, весь доход предприятия забирать себе.
С точки зрения менеджера имеются следующие подцели:
1.производственные (развитие производства ради самого производства)
2.личностные цели (уверенное продвижение по карьерной лестнице и т.д.)
У трудового коллектива своя система целей, которая связана с улучшением своего состояния, а на цели собственника и менеджера наплевать.
Такой треугольник целей в рамках любого предприятия формирует определенную комбинацию , которая создает цель организации.
Эта комбинация состоит из следующих макроцелей:
1.финансовые цели (обеспечение устойчивого роста доходов, максимизация прибыли и т. д.) отражают в большей части представления собственников
2.экономические цели - это группа целей, которые определяют сбытовую политику предприятия, обеспечение устойчивого расширения сбыта производимой продукции
3.внутрипроизводственные цели связаны с достижением определенных изменений в характере производства и далеко не всегда осознанно связаны с финансово-экономическими целями
4.социальные цели, которые определяют желаемые результаты для работников данного предприятия (max ЗП, обеспечение жилищных условий и т.д.)
5.экологические цели формируются под воздействием внешней для предприятия среды
Любая цель предприятия должна иметь по крайней мере 4 основные составляющие (приведены выше).
При формировании целей важное значение имеет временная иерархия. Выделяют следующие виды целей:
1.долгосрочные цели
2.краткосрочные цели
Под долгосрочными целями понимают формулировку результата (конечного), который должен быть достигнут в течении обозримого горизонта (в течении временного промежутка, на протяжении которого не предполагается существенных изменений в экономическом, социальном, тех. процессах) При стабильном изменении событий такой горизонт составляет от 3-х до 5-ти лет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.