Этика поведения менеджера. Таксономия этических идеологий Д,Форсайта. Значение фактора макиавеллизма

Страницы работы

Содержание работы

39. Этика поведения менеджера. Таксономия этических идеологий  Д.Форсайта. Значение фактора макиавеллизма

Бизнес -  порожденный общественным развитием институт, несущий перед обществом многоуровневую ответственность, которую можно представить в виде пирамиды.

Экономическая ответственность –  подразумевает производство товаров и услуг, позволяющих удовлетворить потребности потребителей и извлекать прибыль.

Правовая ответственность – подразумевает необходимость законопослушности бизнеса  в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах.

Этическая ответственность – требует от деловой практики ожиданиям общества, не оговоренным в соответствующих правовых нормах, но основанным на существующих моральных нормах.

Филантропическая ответственность – побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Этичный бизнес – это бизнес, стандартные трансакции которого удовлетворяют не только

экономическому и правовому, но и этическому критерию. Этичный бизнес – это бизнес, живущий не только по законам, но и по понятиям, но это понятия, встроенные в систему социальной ответственности, основанные на рациональном анализе ожиданий заинтересованных сторон и учитывающие специфику отношений бизнеса и общества, характерную для переходного периода. Общественные ожидания в отношении бизнеса – это ожидания многих заинтересованных сторон: потребителей, собственников, работников, поставщиков,  конкурентов, государственных организаций, местных сообществ и так далее. Каждая из сторон предъявляет бизнесу экономические, правовые, этические и филантропические ожидания. В результате фирме приходится реагировать на сложную систему противоречивых ожиданий. Например, стремясь к повышению безопасности продукта для потребителя, фирма сталкивается с ростом издержек на разработку и производство такого продукта, что может привести к снижению прибыли собственника, или снижению зарплат и т.д.

Этика бизнеса – прикладная этика, призванная изучать не столько этические проблемы выбора между «хорошим и плохим», сколько разрешать этические конфликты. Этические конфликты, порождаются противоречивыми ожиданиями заинтересованных сторон и невозможностью одновременного удовлетворения этих ожиданий.

Следуя модели, предложенной Д.Шепардом, Д.М.Шепардом, Д.Вимбухом и К.Стивенсом можно выделить три последовательно сменяющих друг друга этапа развития отношений

  • Моральное единство I – в обществе  господствует единый свод моральных стандартов, исторически соответствующий доиндустриальному этапу;
  • Аморальный бизнес – выделение специфической «этики бизнеса»; у субъектов экономической деятельности преобладает рациональная ориентация на собственный интерес
  • Моральное единство II -  устойчивая тенденция к восстановлению в обществе целостной системы этических стандартов в постиндустриальном обществе

Утилитаризм (И.Бентам, Д.С.Милль – моральные стандарты должны быть направлены на результат действия или решения. Каждый должен поступать таким образом, чтобы принести наибольшее благо наибольшему числу людей, что применительно к бизнесу интерпретируется как оценка суммарного эффекта, оказанного принятым решением на благосостояние заинтересованных сторон.

Универсализм ( Д.Локк, Э.Кант) – моральные стандандарты должны применяться уже при определении намерения действовать. Применительно к бизнесу: лучшее решение должно носить универсальный характер и базироваться на уважении прав всех заинтересованных сторон, не используя их только как средства.

Каждая из моделей, имея достоинства и недостатки ( см. таблицу) не способна однозначно определить лучшую из альтернатив, особенно в условиях переходных обществ с трансформирующейся системой ожиданий.

Интегральная теория общественного договора (Integrative Social Contract Theory)- Т.Данфи и Т.Дональдсон – подчеркивает нормативную важность универсальных гипернорм (например, соблюдение прав человека, уважение человеческого достоинства), но допускается их сосуществование со специфическими нормами, утверждаемыми и принимаемыми различными локальными (региональными, отраслевыми и т.п.), сообществами.

Таблица. Классические критерии принятия решений: достоинства и недостатки

Достоинства

Недостатки

Утилитаризм

  • Терпимость: все индивидуальные предпочтения важны
  • Снижение риска для организации: возможные результаты анализируются еще в процессе принятия решения
  • Несправедливость: лучший совокупный результат совместим с худшим для отдельных заинтересованных сторон
  • Количественная погрешность: некоторые факторы сложнее измерять и сравнивать, чем другие
  • Сложность: все альтернативы должны «просчитываться» по набору заинтересованных сторон
  • Субъективизм: выбор наилучшей альтернативы зависит от субъективных предпочтений

Универсализм

  • Стабильность: критерий основан на устойчиво разделяемых мнениях (правилах игры)
  • Снижение риска для лица, принимающего решения, особенно в бюрократических системах, формализуются

·  Тенденция к усложнению: система применяемых правил постоянно растет и усложняется, особенно в крупных организациях

  • Тенденция к догматизму: правила приобретают всеобщий характер, специфика ситуаций игнорируется
  • Тенденция к однородности: идеосинкразические различия лиц, принимающих решения, игнорируются

Похожие материалы

Информация о работе