16. Базовые компоненты структуры организации по Г.Минцбергу.
В своей книге "Структурирование организации" Г. Минцберг (Mintzberg H.,1979) предложил пятикомпонентную модель организационной структуры. В каждой организации есть оперативное ядро: для авиалиний - это экипаж корабля, для больниц - медицинский персонал, в университетах - преподаватели, на заводах - рабочие конвейерной линии.
Над оперативным уровнем располагается -администрация: мастера и начальники цехов, деканы и ректоры университетов и так далее.
В администрации можно выделить стратегическую верхушку управления и линейных руководителей.
Стратегическую верхушку составляют те, кто наделен самой большой ответственностью за реализацию организационных целей: директор, его помощники и заместители, совет директоров. Три основные задачи верхушки управления:
· непосредственный контроль деятельности организации;
· взаимодействие со средой, определение факторов, которые могут повлиять на изменение целей организации;
· выработка стратегии развития организации.
Линейными руководителями первого (низшего) уровня являются мастера. Самые высокие уровни линейных руководителей - непосредственно подчинены стратегической верхушке. В общих чертах линейный руководитель выполняет те же три круга задач, что и руководители в стратегической вершине, но средой для них является сама организация.
Г. Минцберг добавляет еще два компонента: техноструктуру и обслуживающий персонал.
Техноструктура - это специалисты, стандартизирующие работу других, проверяя качество производимой продукции и ход процессов производства. К техноструктуре относится деятельность аналитиков, оказывающая прямое воздействие на работу других членов организации. Выделяют три типа аналитиков:
· технологи, занятые стандартизацией технологического процесса производства продуктов или услуг;
· аналитики планирования и контроля хозяйственной деятельности;
· аналитики подготовки и переподготовки персонала.
Вспомогательный (обслуживающий) персонал помогает оперативному ядру выполнять их обязанности. Подразделения, в чьи функции входит косвенная поддержка функционирования основного процесса производства. Например: юридический отдел, столовая, отдел исследований и разработок, охрана, редакционно-издательский отдел.
Существование этих подразделений в структуре отражает стремление организации интегрировать все аспекты жизни организации, с тем чтобы уменьшить неопределенность среды.
Г.Минцберг описал пять возможных форм организационной структуры. Каждая из них ставит перед управленцами специфические задачи.
1. Простая структура (рис. 13)
Имеет только два компонента, администрацию и оперативное ядро. Координация осуществляется прямым наблюдением и общением с подчиненными. Часто это организация, где отношения строятся как в семье, руководитель, часто это основатель фирмы играет роль “отца”, то есть ключевым компонентом этой структуры является стратегическая вершина. Эта структура характерна для начинающих, небольших компаний, по мере роста она требует усложнения.
2. Механистическая бюрократия (рис. 14)
Слово “бюрократия” вызывает в памяти картины формальной, обезличенной
плохой и бесполезной деятельности, однако первопричиной таких негативных явлений являются трудности в реализации правил работы организаций такого типа, связанные обычно с их размером и поведением сотрудников. Бюрократическую структуру часто называют также классической или традиционной, так как ее характеристики достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.
Пример. Структура сети предприятий “ Макдональдс”. Есть стратегическая верхушка, но каждодневное течение операций контролируется с одной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.