Бюллетень клуба конфликтологов №5, г. Красноярск, 1996г.
С. Джексон, Г. Босма.
Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы.
Современные подходы, изучающие подростковый период, больше уже не описывают его как период "шторма и стресса", а вместо этого придают особое значение процессам изменения и приспособления, которые происходят в ответ на переходный период в развитии. Данная статья рассматривает эти и другие направления, представленные в современных работах по подростковому периоду, а затем переходит к обсуждению 4-х основных областей исследования: полового созревания, идентификации и Я-концепции, проблем подросткового развития и развития общества, которые, вероятно, останутся предметом исследовательского интереса в Европе в 90-х годах. Также обсуждаются возможные новые направления исследований. Предполагается, что политические и другие изменения в Европе, вероятно, придадут большую значимость результатам исследований миграции и кросс-культурных различий в восприятии семейной жизни. Также обсуждается возможное влияние современных исследований познавательных процессов, социального познания и динамических систем на изучение подросткового периода. В заключение утверждается, что развитие новых теоретических перспектив изучения подросткового периода, вероятно, является особенностью исследований в текущем десятилетии и в дальнейшем.
За последние 20 лет произошли большие изменения в направлениях исследования подросткового возраста. Это повлекло за собой отказ от представления о том, что подростковый период может быть описан наиболее точно как период "шторма и стресса" (например, А.Freud,1969; На11,1904), а также принятие более широкой и менее проблемоцентрированной концепции (Со1еmаn,1979; Jackson & Воsmа,1990). В последнее время придается особое значение процессам изменения и приспособления, которые появляются в ответ на различные задачи и перемены, которые обычно происходят в период подросткового развития. Такая ориентация помогла разбудить исследовательский интерес к подростковому периоду в развитии личности. Вместо прежнего взгляда исследователей на него как на конец детства или как на начало взрослости, теперь он сам рассматривается как область для исследований, что отмечается в возросшем количестве исследований.
Цель статьи — обсудить некоторые основные особенности этих исследований и рассмотреть их значение для исследований подросткового периода в ближайшем десятилетии. Однако для нас не является целью обеспечить исчерпывающий критический обзор текущих европейских исследований подросткового периода. Скорее, мы хотим представить наиболее важные темы современных исследований и попытаться определить их дальнейшее развитие. В соответствии с названием и основной тематикой данного специального издания, мы ограничимся исключительно обсуждением исследований развития в контексте Европы. Это не означает, что влияние исследований подросткового возраста, проводящихся за пределами Европы, в будущем маловероятно Возможно, наибольшее влияние идет из Северной Америки, и современные обсуждения рамки и возможных будущих направлений исследований с этой стороны также полезны (Dornbuch, Реtегsen & Hеterington,1991; Feldman& Е11iot,1990; Petersen, Silbereisen & Sorensen,1991).
В основном внимание будет уделено исследованиям подросткового периода в русле концепции развития в противовес клиническим, социальным и социологическим концепциям. Однако признано, что значение работ, имеющих дело с подростковым возрастом, не является ограниченным только данным периодом развития. Они, возможно, повлияют на будущие исследования развития. С их позиций могут быть даны некоторые соображения для других областей или направлений, которые, возможно, станут влиятельными в последующие годы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.