Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 6

Несмотря на центральное место, которое обычно занимает идентичность в подростковых исследованиях, она остается областью, в которой все так же много проблем и неопределенности. Отсутствие терминологической и концептуальной ясности показывает, что идентичность останется основным фокусом исследований в течение следующего десятилетия и в дальнейшем.

Проблемы подросткового развития.

Теория "шторма и стресса" удерживала внимание на проблемах развитя в подростковом возрасте и частично поддерживалась широким кругом сводным образом ориентированных исследований. Последующее забвение теории произошло отчасти в результате клинических исследований, сфокусированных на эпидемиологии подростковых трудностей (Douvan & Аdе1sоn, 1966; Оffer, 1969; Rutter, Graham, Сhadwick & Yu1е, 1976). Эти исследования показали, что большинство молодых людей не переживают подростничество как период "шторма и стресса".

Последующие работы по проблеме подростничества могут быть разделены на два обширных класса. Первый — это работы преимущественно клинического характера, т.е. основная их цель — сосредоточиться на характеристиках проблемы как таковой или на ее разрешении (лечении). Проблема, типично возникающая в подростковом возрасте - пищевые расстройства (например: Johnson-Sabine, Wооd, Раtton, Mann & Wakeling, 1988) или подростковая преступность, и ссылка может быть сделана на процессы развития, но это направление — скорее клиническое, чем находящееся в русле психологии развития, поэтому оно не будет рассматриваться далее.

Второй класс — это исследования, использующие более ориентированные на психологию развития подходы. В этом типе исследований может быть выявлено разнообразие различных направлений. Они включают: исследования проблемного поведения, такого, как принятие наркотиков, алкоголизм, хулиганство и преступность( напримр: Маgnusson, Stattin & Duner, 1983); исследования, посвященные специфическим областям подростковых трудностей, таким, как тревожность (Rodriguez-Tome & Ваriaud, 1990), сложные школьные ситуации (Туszkova, 1990), опасности для здоровья (Нurre1mаn, 1990; Нurre1mаn & Losе1, 1990), одиночество (Маrсоеn & Вгumagne, 1985), внешность (Davies & Furnham, 1986); исследования отношений между опытом раннего детства и поведением подростка (Ноdges & Tizard, 1989; Rutter, 1989) или поведенческих различий в раннем и позднем подростничестве (Аndersson, Веrgman & Маgnusson, 1989); исследования происходящих в подростковом возрасте изменений (Ноness & Еdwards, 1990; Seiffge-Кrеnkе & Schullman, в печати) и, наконец, работы, связанные с тренинговыми техниками в работе с подростками (Sреnсе, 1982; Renwick & Еm1еr, 1991; Jасksоn, Воmsа & Еverts, 1990).

Каждое из этих исследовательских направлений, вероятно, будет продолжено в 1990-х годах. Возможно, основное внимание будет уделено сходству между поведением в раннем возрасте и более поздним поведением, регуляции поведения и изучению тренинговых методик. Различные изменения, которым подвергаются все подростки, и критические жизненные события, которые приходится переживать большинству из них, предъявляют высокие требования к ресурсам подростка Количество и уровень ресурсов, имеющихся у каждого индивида, сами по себе влияют на качество ответных реакций. Сфера и качество отношений, предыдущий опыт, область специфических навыков (социальных, когнитивных и т.д.), развиваемые стратегии и открытость соответствующей помощи извне, совету и т.д. — все это характерно для данного контекста.

Социальное развитие.

В течение подросткового периода происходят значительные изменения в моделях взаимоотношений. Большое значение придается ровесникам как людям, дающим советы, обеспечивающим поддержку и обратную связь, как образцам моделей поведения и источникам сравнительной информации о личных качествах и умениях. Отношения с родителями становятся более равноправными и взаимными (Damon, 1983), а родительский авторитет становится областью, открытой для дискуссий (Со1еmаn & Со1еmаn, 1984)