Социальные когнитивные подходы более склонны использовать термины "Я-концепция" и "самооценка", чем "идентичность". Первый из них обычно является характерной чертой исследований приспособления в качестве зависимой или независимой переменной (Воsmа & Jackson, 1990; Орреnheimer, 1990). Более ограниченное внимание уделяется развитию и характеристикам Я-концепции. Ооsterwegel & Орроnheimer (1990) выделили среди других характеристик Я-концепции такие, как "реальное Я" и "идеальное Я", и исследовали, как они развиваются от детства к подростничеству. Rodriguez-Tome & Ваriaud (1984) показали, что с возрастом Я-концепция включает все больше и больше психологических и социально-интеракционных характеристик.
Другая работа концентрировалась больше на стабильности Я-концепции, чем на ее сути. Результаты показывают, что как Я-концепция, так и самооценка имеют тенденцию оставаться стабильными на протяжении подросткового возраста; доказательств того, что подростковый период является стрессовым, практически не было получено (Аlsaker & О1weus, 1989; Fend, 1990).
Третья ориентация в исследовании подростковой идентичности происходит из социальной теории идентичности. Здесь центр внимания находится на "той части Я-концепции личности, которая происходит из понимания своей принадлежности социальной группе (или группам), а также ценности и эмоциональной значимости, придаваемой этой принадлежности" (Таjfе1, 1982, р.2). Использование теории социальной идентичности в исследовании подросткового возраста относительно ново. Оно демонстрирует растущий интерес к социально-психологическим подходам в изучении подростничества. Хорошим примером этого направления является работа Палмонэри и его коллег (Раlmonari, Роmbeni & Kirchler, 1989, 1992) и Ваnk (1991). Результатом, который, возможно, усилит будущий интерес, является связь между социальными и личностными аспектами идентичности. В то время как эго-ценгрированный и когнитивный подходы придают особое значение личностным и интрансихическим измерениям идентичности, социально-психологические подходы акцентируют внимание на социальных внешних) величинах. До сих пор пока не ясно, как эти различные измерения концептуально и эмпирически связаны (сравните: Ма1еwskа-Реуrе, 1990).
Запутанная картина исследования идентичности и Я-концепции — использование понятий в разных значениях и с позиций разных концепций — очевидна в исследовании развития идентичности в подростковых группах национальных меньшинств. В последнем обзоре Марковой "Современные проблемы подросткового возраста. Результат миграций в Европе" делается такой же вывод. Она также отмечает проблемы с термином "идентичность": он используется и как описательный, и как объяснительный.
Изучение групп национальных меньшинств обычно начинается с предположения, что формирование идентичности более проблематично для этой части популяции, что у них негативная Я-концецция и низкая самооценка (Вreakwell, 1986; Ма1еwskа-Реуrе. 1990; Verkuyten, 1989; Weinreich, 1979, 1990). Результаты не дают прямого подтверждения этого предположения. Они наводят на мысль, что появление идентификационных проблем или отсутствие таковых зависит от комплекса промежуточных факторов, таких, как степень этнических и культурных контрастов, присутствие или отсутствие языковых трудностей, религиозная включенность, уровень расизма и этноцендризма в обществе, образовательные и общеэкономические возможности. Различия во влиянии таких факторов, вероятно, и определяют противоречивость полученных результатов. Два исследования (Ма1еwskа-Реуrе, 1990; Weinreich, 1990) доказательства диффузии идентичности и негативной Я-концепции, в то время как исследование Verkuyten продемонстрировало высокую самооценку. Возможно, основной результат подобной работы состоит в том, что она показывает сложность процессов, происходящих в модификации и сохранении идентичности, Я-концепции и самооценки в социальных контекстах. Будущие усилия исследований должны быть направлены на объяснение сложных процессов и влияющих на них факторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.