Исследования подросткового периода: обзор европейских исследований 90-х годов и их перспективы, страница 4

Таким образом, современные европейские работы показали, что время полового созревания связано с более широким кругом областей психологического развития, чем предполагалось ранее. Вероятно, будут осуществляться попытки дальнейшей поддержки этого открытия за счет включения в исследование и других аспектов психологического функционирования. Работа Силберейсен об отношении между стрессом и временем полового созревания и включение когнитивных измерений Rodriguez-Tome, связанных с детальной информацией об изменениях в пубертатном статусе, говорят о том, что это уже происходит. Дальнейшее развитие подобных исследований не обязательно нуждается в ограничении вовлечения дополнительных психологических переменных. Больше внимания также должно уделяться эндокринным изменениям, происходящим в пубертатной фазе, и их возможному отношению к кратко-или долгосрочным изменениям в темпераментальном и интеллектуальном функционировании и к половым различиям (например: К1intenberg, Schalling, Еdman, Оreland & Аsberd, 1987; К1intenberg & Маgnusson, 1989). Подобным образом, факт отсутствия приблизительного ритма на специфических стадиях созревания нуждается в дальнейшей проверке (Саrskadon, 1991).

Идентификация и Я-концепция.

В Северной Америке и Европе эмпирические работы в этой области развития представляют собой довольно спутанную картину. Различные теоретические направления, использующие одни и те же концепции с различными коннотациями, применяются к различным аспектам (проблемным или иным) развития в подростковом возрасте. Понятие идентификации, например, является характерной чертой подросткового периода в общесмысловом значении, но используется в различных значениях в теории развития "Я" Э.Эриксона, в исследованиях развития Я-концепции и в социально-психологических теориях, применяемых к поведению подростка. В то время как смысл этого понятия различен в каждом из этих направлений, попытки дать определение не часты. Иногда этот термин используется описательно, объединяя в себе широкий круг аспектов поведения и приспособления подростка, в других случаях он используется для объяснения проблем подростка (смотрите далее: Ноness & Yardley, 1987; Yardley & Ноness, 1987). В результате отношение между данными различных исследований идентичности в подростковом возрасте часто оказывается неясным. Приоритетом для будущей работы является определение назначения понятия идентичности для появления концептуальной и терминологической ясности в этой области (Slugoski & Ginsburg, 1989; Von der Werff, 1990).

Давайте обратимся к трем обширным ориентациям исследований развития идентификации и Я-концепции в подростковом возрасте. Первая заключается в работе из эго-психологической позиции, которая ставит целью определить идентификационный статус подростка. Вторая — это исследование, в котором Я-концепция и ее развитие изучаются в пределах более социальной когнитивной позиции. Третья рассматривает понятие "идентичность" из социально-психологической позиции. В каждой из этих традиций понятия "идентичность" и "Я-концепция" часто используются в отношении к подростковым проблемам и адаптации. Это направление будет проиллюстрировано в заключительной части этой главы кратким обсуждением исследования, касающегося групп национальных меньшинств.

Работа имела целью определить идентификационный статус индивида, который происходит из эго-психологического представления (Еrikson, 1964), что подростничество характеризуется кризисом идентичности. (Для более широкой оценки подросткового кризиса идентичности как поведенческого проявления интрапсихической структурной реорганизации см.: Кorger, 1980.). Внутри этой ориентации Марсиа (1980) определил формирование идентичности через поведение как выполнение обязательств в позднем нодростничестве и числом исследований, включенных в этот процесс. Субъекту приписывается идентификационный статус на основе интервью, которое определяет количество исследований и обязательств в специфических сферах (профессия, занятия, политика, религия и взаимоотношения). В сравнении с Северной Америкой исследования идентификационного статуса в Европе достаточно скудны. Проводящаяся работа включает изучение отношений идентификационного статуса и семейного окружения (Bosma & Gerrits, 1985), выбора сферы обучения в университете (Соsta & Сароs, 1990) и одиночества (Маrсоеn & Gооssеns, 1989). Gооssеns (1990) провел лонгитюдное исследование идентификационного статуса, а Мееus (1992) изучил отношение между занимаемым идентификационным статусом и социальной поддержкой. Босма (1992) разработал новую процедуру — шкалу развития идентичности, которая открывает новые возможности для дальнейшего исследования процесса формирования идентичности и природы идентификационных изменений в подростковом возрасте.