Новые подходы в исследовании подросткового периода.
Перед тем как рассмотреть основные изменения в исследовательской работе и их значение для будущих исследований подросткового периода, обратимся к несколько другим изменениям, которые повлияли на современное понимание подростничества. Во-первых, это развитие более интегрированного представления, которое понимает и принимает во внимание влияние изменений в одной области развития на развитие в других областях. Например: работа Silbereisen и Kracke о связи между переживанием пубертата и присоединением к девиантным подросткам (Silbereisen & Kracke, в печати); исследования Палмонэри и его последователей различных моделей взаимоотношений с ровесниками и родителями и их роль в реакции подростков на задачи развития (например: Ра1monari, Роmbeni & Кirchleг, 1989, 1990; Ра1monari, Кirchleг & Роmbeni, 1991); различные работы, связанные с совладающим поведением и развитием Я-концепции (см Bosma & Jackson, 1990). Это более интегрированное представление не ограничено исключительно подростничеством, оно также может включать взаимодействие между особенностями подросткового развития (Я-концепция, социальные отношения) и переживаниями в период детства (например, Ноdges & Тizard, 1989, Маgnusson, 1988).
Во-вторых, это акцент, который сейчас делается на индивидуальном активном участии подростка в его/ее собственном развитии (Вгаndstadter, 1984, Lerner& Вusch-Rossnagel, 1981). Хотя можно в целом не соглашаться с Lerner& Вusch-Rossnagel, что индивид сам является субъектом собственного развития, признание того, что процессы переработки информации и личное принятие решений участвуют в контроле за изменениями развития, привнесло дополнительный материал в современные исследования подросткового возраста. Развитие происходит в результате взаимодействия физического созревания, процессов социализации в детстве, социокультурного давления, связанного с подростковым периодом, а также при активном участии самой личности подростка. Близко связано с акцентом на активной роли личности признание важности экологических факторов (Lehг & Воnn, 1974; Маgnusson, 1988). Расширяется круг людей, которые оказывают влияние на молодого человека, однако это не касается родительского или взрослого окружения. В одном кругу людей подросток может меняться в зависимости от разных ситуаций и происходящих событий, в другом — может сам задавать пространство и существо отношений (Siebereisen& Nоаск, 1990). В определенных ситуациях родительский (или взрослый) контроль, руководство или поддержка имеют меньшее влияние, чем в детские годы. Подросток способен обратиться к своему собственному ресурсу и больше обращается к сверстникам за подходящими моделями поведения в особых ситуациях. Новые ситуации и предъявляемые ими требования, вероятно, способствуют развитию дополнительных личных ресурсов и умений. Однако иногда могут потребоваться особые модели социальных реакций, а навыки, необходимые для соответствующей реакции, могут быть еще не развиты (Furnham, 1986; Ruttег, 1989). Характер реакции и ее результат могут иметь важные последствия для будущих моделей поведения, а также для самовосприятия и чувства собственной эффективности подростка (Ваndurа, 1981). Это означает, что путь развития одного подростка может сильно отличаться от путей развития его/ее ровесников (Маgnusson, 1988;Robert; & Раrsell, 1989;Rutter, 1989; Wа11асе, 1989).
Такие изменения в исследованиях подростничества возникли параллельно с ориентацией на лонгитюдные исследования (Dornbush и др., 1991) и с появлением новых сильных техник, основанных на моделировании структурных уравнений для получения выводов относительно данных исследования (Веntlег, 1980; Вiddle & Маrlin, 1987; ,Joreskog & Sorbom, 1984). Эти техники включают каузальное моделирование, путевые диаграммы и такие методы, как LISRELl для модельного анализа. Хотя их появление не уменьшило трудностей, возникающих при исследовании подростковых групп, они расширили рамки исследовательских вопросов (например: Веntler, 1986, 1987; Веntler & Speckart,, 1981; Sibereisen, Воеhnke & Reykowski, 1986).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.