Личностное самоопределение в раннем юношеском возрасте

Страницы работы

Содержание работы

ДОКЛАД

Уважаемая комиссия, уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию тему дипломной работы “Личностное самоопределение в раннем юношеском возрасте”. Научный руководитель Окладникова Татьяна Васильевна. Данная тематика является для меня актуальной, так как я работаю в Норильском Центре образования с учащимися X – XI классов, которые относятся к старшему подростковому - раннему юношескому возрасту. При работе со старшеклассниками, для меня является важным понимание  психологических особенностей этого возраста. Многие авторы (Л.И. Божович, А.В. Петровский, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург) отмечают, что именно на рубеже старшего подросткового – раннего юношеского возрастов возникает потребность в личностном самоопределении. Эта потребность обусловлена тем, что такие проблемы, как определение своего места в обществе, выбор профессиональной деятельности, поиск целей и смысла жизни впервые со всей остротой встают именно в этом возрасте. К тому же, общество требует от юношей и девушек определенной степени моральной и гражданской зрелости, социальной ответственности, определения своей будущей профессиональной деятельности. То есть, возникает потребность в личностном самоопределении, которую Л.И. Божович рассматривает как потребность в формировании смысловой системы, где  слиты представления о себе и о мире. Таким образом, юноши и девушки пытаются разобраться в самом себе, найти смысл происходящего и своего собственного существования. В поисках смысла своего существования, по мнению М.Р. Гинзбурга, проявляется ценностно – смысловая природа личностного самоопределения. То есть, у старшеклассника, при взаимодействии с окружающими и обществом, происходит активное определение себя самого, своей позиции и своего места в данном обществе.

Исходя из рассмотренных нами концепций и взглядов на проблему личностного самоопределения, мы рассматриваем этот процесс как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, который является фундаментом для дальнейшего самоопределения личности. Говоря о том, что самоопределение – это потребность в формировании смысловой системы, мы предлагаем рассматривать процесс личностного самоопределения в организации смысловой сферы личности. Смысловая сфера личности, - по мнению Д.А. Леонтьева, – представляет собой некую организацию смысловых структур и связей между ними и обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех её аспектах [22, с. 154]. Таким образом, исследуя организацию смысловой сферы личности, мы исследуем процесс личностного самоопределения.

И поэтому целью нашей работы является исследование структурных компонентов смысловой сферы личности, в которой проявляется процесс личностного самоопределения.

Объектом исследования является процесс личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Предметом  выступают компоненты смысловой сферы личности.

Гипотеза исследования: центральными образованиями (компонентами) смысловой сферы личности в ранней юности являются обращенность в будущее, самопринятие и уверенность в возможности контролировать события собственной жизни.

Для достижения цели и проверки гипотезы в данной работе решались следующие задачи:

1. Рассмотреть ранний юношеский возраст (характеристику, задачи и особенности психического развития) в свете различных психологических концепций;

2. На основе обзора зарубежной и отечественной литературы описать феномен личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте;

3. Провести исследование компонентов смысловой сферы личности и их связи;

4. Выделить центральные образования (компоненты) смысловой сферы личности, определяющие процесс личностного самоопределения.

Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:

1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), который является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Доклады
Размер файла:
44 Kb
Скачали:
0